Установка приборов учета – первый шаг к энергосбережению

    Установка приборов учета энергоресурсов – это одно из важнейших условий реформирования жилищно-коммунального комплекса.
    Россия сегодня тратит энергоресурсов в полтора-два раза больше, чем Европа. Безучетное потребление ресурсов – это прошлый век, а, учитывая неизбежный рост цен, оснащение приборами учета многоквартирных домов в России становится ключевой задачей.
    Общедомовые приборы учета нужны для того, чтобы определить фактическое потребление домом энергоресурса. Установив прибор учета, жители платят ровно за такое количество энергии, сколько потребляет дом.
Установка приборов учёта энергоресурсов позволит:
– оплачивать только тот объём энергоресурса, который Вы получили;
– обоснованно отказаться платить за энергоресурс низкого качества;
– эффективно экономить на энергоресурсах.
    Важно понимать экономию энергоресурсов не как отказ от комфорта, а наоборот,- цели энергосбережения (в том числе государственные)- это обеспечение необходимых условий жизни для всего населения.
    Оснащение домов общедомовыми приборами учета приводит к снижению потерь коммунальных ресурсов, способствует совершенствованию системы расчетов с населением за коммунальные ресурсы на основе их фактического потребления, созданию механизмов мотивации потребителей к экономии коммунальных ресурсов с целью снижения потребления коммунальных ресурсов.
Установка приборов учета (тепловых, на горячее водоснабжение и холодную воду) в многоквартирных домах- это не просто «веление времени» или «мода» (которой вдруг стал подвержен весь цивилизованный мир), это еще и очевидная экономия, выгода в конечном итоге.
    Дело в том, что пока мы повсеместно, особенно в сельской местности, «не охвачены» приборами учета, нам приходится платить за потребление «начисленных», а не реально использованных ресурсов. Кто-то может, конечно, заплатить при этом меньше, но чаще всего- переплачивают, исходя из опыта. Потому что тарифная система оплаты по нормативам включает в себя все (не исключая и «запланированных» потерь), иначе жилищно-коммунальное хозяйство просто вылетит в трубу. Когда будет наведен порядок- все и вся учтут, тогда, собственно, и вскроется истинное положение дел: где и что мы теряем или, наоборот, находим. Иного пути, кажется, нет. На это, собственно, и направлена Федеральным Законом № 261 образца 2009 года.
    Вот мы и подошли вплотную к теме сегодняшнего дня.
    Установка индивидуальных счетчиков для учета воды, тепла и электричества, которую россиян обязали завершить до конца 2011 года, может быть произведена до 1 июля 2012 года. Для установки счетчиков газа дали еще большую отсрочку – до 1 января 2015 года.
    Федеральным законом от 11 июля 2011 года № 197-ФЗ внесены изменения в часть 5 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ и гласит следующее:
5. До 1 июля 2012 года года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Федеральным законом от 11 июля 2011г. N197-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.1
5.1. До 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N197-ФЗ в часть 6 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения.
    Организация эффективного управления потребляемыми ресурсами сегодня является общегосударственной задачей. Федеральный закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации.
    На сегодняшний день основную долю (около 60 процентов) в платежах жителей многоквартирных домов за коммунальные ресурсы составляют оплата за отопление, затраты на холодную, горячую воду, электроэнергию и газ. Часть коммунальных ресурсов – тепловая энергия, вода и газ – начисляются жителям по нормативу, который в свою очередь соответствует требованиям санитарных, строительных норм и правил. Больная тема для многих жителей многоквартирных домов – температурный режим в квартирах. По нормативам – температура в жилых комнатах должна быть не менее плюс 18 градусов. Естественно, котельные поддерживают соответствующий температурный график, так как повышение температуры влечет за собой дополнительные расходы на топливо (газ, уголь). При расчетах за поставленные коммунальные ресурсы энергоснабжающие организации пользуются объемами и тарифами, которые разработаны большей частью на основании нормативов, то есть нет учета реально получаемых жителями количества тепла и воды. И, естественно, тот тариф, по которому производится оплата, вызывает массу вопросов у рядового жителя. Установка общедомовых приборов учета снимет напряженность между жителями и структурами ЖКХ, причиной которой является отсутствие реальной информации по тому «за что мы платим» и «куда уходят наши деньги».
Что представляют собой приборы учета?
   С точки зрения технического исполнения, более простым выглядит прибор учета электроэнергии. Он представляет собой прямоугольную коробку с показывающим панелью (электронный двуставочный счетчик), на которой высвечивается попеременно потребление в дневное и ночное время. Более сложным устройством является узел учета тепловой энергии. Он состоит из двух расходомеров и двух датчиков температуры, которые определяют количество и температуру воды (теплоносителя) прошедшей по прямому и обратному трубопроводам. Данные с этих приборов поступают на тепловычислитель, который, в свою очередь, обрабатывает их и может показать следующие параметры потребления тепловой энергии домом. Текущие (в настоящее время) – температуру и объем теплоносителя на трубопроводах подачи – обратки, утечку в системе отопления, потребление тепловой энергии. Тепловычислитель также формирует архивные данные, по которым можно определить количественно- качественные показатели теплоносителя, подаваемые на ваш дом. Извечный спор между жильцами и котельными, «кто недогрел, кто перегрел» может быть решен в течение нескольких минут при помощи архива данных. Аналогично можно разрешить ситуацию по горячей и холодной воде.
    За чей счет будет выполнятся выполняться установка общедомовых приборов учета? Согласно внесенных изменений в статью 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
    Если эти требования закона не будут выполнены, то установку должны произвести энергоснабжающие организации, с последующей компенсацией затрат теми же собственниками жилых домов.
   В итоге мы получаем следующую картину: государство, используя свой административный ресурс (за невыполнение – штраф до 500 тыс. руб.), обязует энергоснабжающие организации исполнить требование закона. Стоимость узлов учета вырастит как минимум на 25-30% за счет банковских процентов за кредиты и других накладных расходов. При этом энергоснабжающие предприятия не заинтересованы в том, чтобы сметная стоимость по выполнению работ была минимальной, так что не удивительно, если стоимость будет выше фактической на 10-15%. В итоге жители получат общедомовые приборы учета на 35-50% дороже от первоначальной стоимости.
    Поэтому, если жители многоквартирных домов проявят инициативу и установят общедомовые приборы учета к указанному сроку, то решиться ряд проблем связанных с улучшением качества представляемых коммунальных услуг.