Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы

     С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ). Данный закон предусматривает не только новые возможности выбора поставщика (которые стали разнообразнее), но и правила планирования, аудита и мониторинга, а также исполнения контракта.
     Тем не менее в работе возникает множество вопросов. Приводим некоторые ответы на них:

1. Можно ли запросом котировок, запросом предложений и у единственного поставщика закупать товары, работы, услуги из Перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)?

Правительством РФ установлен Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), а высшим исполнительным органом государственной власти субъекта федерации устанавливается дополнительный перечень при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд данного субъекта. В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в эти перечни, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Таким образом, товары, работы, услуги, включенные в аукционный перечень, можно закупать и путем проведения запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. На все ли конкурсы и аукционы полагается требовать банковскую гарантию? Если нет, то на какие виды закупок и суммы она необходима? Требовать банковскую гарантию – это право или обязанность заказчика?

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с российским законодательством учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ установление обеспечения исполнения контракта при проведении конкурсов и аукционов является обязательным. Способ обеспечения исполнения контракта (банковская гарантия или денежные средства) определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Заказчиком должно быть предоставлено право выбора одного из предусмотренных законодательством способов.

3. Каким образом заключить государственный контракт об оказании услуг связи с единственным поставщиком?

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее – Закон № 147-ФЗ) к сферам действия естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, перечисленные в Перечне услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам. Таким образом, в случае отнесения услуг связи к общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи заказчик вправе проводить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), основываясь на положениях п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может проводиться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом № 147-ФЗ.
Особенности проведения закупки у единственного поставщика определены ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчик размещает в единой информационной системе (а до ее введения – на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Кроме того, заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. При производстве закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены.

4. При осуществлении организацией деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод каким законом следует руководствоваться при производстве закупок?

В случае осуществления организацией регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод она обязана руководствоваться Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ). Для того, чтобы перейти на работу по Закону № 44-ФЗ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
• доля государства или муниципалитета в уставном капитале организации в совокупности не должна превышать 50%;
• общая выручка от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от регулируемых видов деятельности не должна превышать 10% от всех видов осуществляемой организацией деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (сейчас – на официальном сайте zakupki.gov.ru) (ч. 2.1. ст. 1 Закона № 223-ФЗ).

5. Можно ли совершить небольшую покупку (например, в размере 100 руб.) для государственных (муниципальных) нужд без заключения контракта, руководствуясь нормами ГК РФ и Бюджетного кодекса РФ?

В ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ установлено, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ.
Таким образом, при обеспечении государственных и муниципальных нужд нормы гражданского и бюджетного законодательства могут применяться лишь в части, не противоречащей Закону № 44-ФЗ, а значит, даже при совершении покупки в 100 руб. необходимо заключать контракт.
Обращаю ваше внимание на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., заказчик не обязан размещать в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки.

6. Можно ли контрактного управляющего назначить председателем комиссии по закупкам?

Законом № 44-ФЗ запрета на совмещение должностей контрактного управляющего и председателя комиссии по закупкам не установлено. Ограничения к составу комиссии по осуществлению закупок установлены в ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ. С учетом соблюдения указанных требований, назначение контрактного управляющего председателем комиссии по закупкам – это право заказчика.

7. В чем различия при подготовке документации для закупки товаров, работ, услуг стоимостью до 3 млн руб. и более 3 млн руб.?

Частью 2 и ч. 3 ст. 63 Закона № 44-ФЗ предусмотрены различные сроки размещения в информационной системе извещения о проведении электронного аукциона в зависимости от размера начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Так, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн руб., заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Кроме того, размер обеспечения заявки также зависит от того, превышает ли начальная (максимальная) цена контракта 3 млн руб. или нет. В соответствии с ч. 14 ст. 44 Закона № 44-ФЗ по общему правилу размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта, а в случае, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., установлен твердый размер обеспечения заявки – 1% начальной (максимальной) цены контракта.

8. Как поступить, если наша организация в 2013 году заключила и исполнила договоры на оказание услуг, но произвести оплату и зарегистрировать их в реестре закупок и каталоге сделок до сих пор так и не успела? Стоит ли вносить их в план-график на 2014 год?

Исполненные договоры подлежат оплате. Сведения об исполнении необходимо внести в реестр контрактов.
До 1 января 2014 года размещение заказов производилось в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Закупки 2013 года должны были быть отражены в плане-графике размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на 2013 год в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27 декабря 2011 г. "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков". Таким образом, сведения о заказах, размещенных в 2013 году, в план-график на 2014 год не включаются, и договоры, заключенные в 2013 году в соответствии с лимитами 2014 года, не учитываются в совокупном годовом объеме закупок 2014 года, который исчисляется в соответствии с планом-графиком размещения заказов на 2014 год.

9. Обязательно ли публиковать планы-графики размещения заказов в Интернете? Если да, то как правильно их составить?

Согласно ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе (до введения ее в действие – на официальном сайте zakupki.gov.ru) планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, с учетом особенностей, установленных совместным приказом Минэкономразвития России № 544 и Казначейства России № 18н от 20 сентября 2013 г. "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы".
Порядок размещения в Интернете планов-графиков установлен приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27 декабря 2011 г. "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков".