Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей

Международная организация потребителей (CI) объявила, что девизом Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого ежегодно 15 марта, в 2024 году является «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей». В последние годы искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей от профессиональной деятельности до развлечений, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики – банкинга, ретейла, медицины и промышленности. Несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, в Роспотребнадзоре обеспокоены тем, что его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации и нарушение конфиденциальности. В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта. Мероприятия, организованные в рамках Всемирного дня прав потребителей, направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав российских потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом. В центре внимания – алгоритмы искусственного интеллекта, используемые для создания нового контента (генеративные чат-боты ИИ), которые уже давно применяются в сфере обслуживания и поддержки клиентов. Эти чат-боты все чаще интегрируют системы ИИ для имитации человеческого общения сложными и специфическими способами, например, в онлайн-поиске, где ведущие технологические компании уже начали внедрять поисковый опыт.
В рамках мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Выселковском, Усть-Лабинском, Кореновском, Динском районах планируется проведение мероприятий в соответствии с планом, нацеленных на информирование и консультирование граждан, особенно социально уязвимых категорий потребителей, с разъяснением актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, с учетом популяризации искусственного интеллекта в целях защиты прав потребителей, посредством проведения многочисленных мероприятий, направленных на повышение уровня потребительской грамотности населения, а также с 11.03.2024г. по 22.03.2024г. проведения «Горячая линия» по телефонам 8861(57)73-7-57, 8861(62)63-0-16 консультирование потребителей по вопросам совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов граждан по указанной теме.

Заместитель начальника ТО

А.И. Щеткина