ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ возникновения и развития ЧС, связанных с состоянием (изменением) погодных условий и РХБ обстановки на территории Краснодарского края на ближайшие сутки с 15 апреля-16 апреля 2024 г.

Прогноз погоды, представленный Краснодарским ЦГМС филиалом ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» на ближайшие сутки с 1800 15 апреля до 1800 16 апреля 2024 г.:

по Краснодарскому краю: переменная облачность. Без осадков. Ветер юго-западный 5-10 м/с, местами порывы 15-20 м/с. Температура воздуха ночью +9…+14°С, местами в юго-восточных предгорных районах +3…+8°С; днем +24…+29°С, на Азовском побережье +19…+24°С; в горах ночью +3…+8°С, днем +13…+18°С.

На Черноморском побережье: переменная облачность. Без осадков. Ветер южный, юго-восточный 9-14 м/с, местами порывы 15-20 м/с.  Температура воздуха ночью +10…+15°С, днем +19…+24°С.

По г. Краснодару: небольшая облачность. Без осадков. Ветер юго-западный 5-10 м/с, временами порывы 15-17 м/с. Температура воздуха ночью +11…+13°С, днем +25…+27°С.

 

По территории муниципального образования город-курорт Сочи

(по данным ФГБУ «СЦГМС ЧАМ»)

16 апреля. Малооблачно. Без осадков. Ветер юго-восточный 5-10 м/с. Температура воздуха ночью +9…+14°С, днем +20…+25°С. Предгорья и низкие горы: ночью +7…+12°С, днем +21…+26°С.

 

По данным штормового предупреждения Краснодарского ЦГМС филиала ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» (уточнение штормового предупреждения № 89 от 22.12.2023) № 89 от 15.04.2024г.:

До конца суток 15.04.2024, а также в течение суток 16.04.2024, 17.04.2024 и 18.04.2024 в горах Краснодарского края (исключая муниципальное образование г. Сочи – зона прогнозирования ФГБУ СЦГМС ЧАМ) выше 2000 м  лавиноопасно (ОЯ).

 

По данным предупреждения Краснодарского ЦГМС филиала ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» (уточнение к предупреждению НЯ о ВПО № 3 от 05.04.2024) НЯ о ВПО № 3 от 15.04.2024г.:

До конца суток 15.04.2024, а также в течение суток 16.04.2024 местами в крае, исключая Черноморское побережье, ожидается высокая пожароопасность (ВПО) 4 класса (НЯ).

 

По данным штормового предупреждения ФГБУ «СЦГМС ЧАМ»              (сохранение штормового предупреждения ОЯ № 17 от 10.04.2024г) ОЯ № 17                      от 13.04.2024г.:

На период с 18 час. 15.04.2024г. до 18 час 16.04.2024г. в горах муниципального образования г. Сочи выше 1500 м лавиноопасно (ОЯ).

 

1.3. Гидрологическая: за прошедший период 12-14 апреля 2024 г. в связи с осадками, снеготаянием и высоким уровнем грунтовых вод, на реках юго-восточной, юго-западной части края и реках Черноморского побережья сохранялся повышенный фон уровней воды.

 

Температура воды у берегов Черного моря +14°С, Азовского моря +14…+16°С.

Прогноз: 16 апреля 2024 г. в связи с высоким уровнем грунтовых вод и снеготаянием, местами на реках юго-западной, юго-восточной территории края и на реках Черноморского побережья сохранится повышенный фон уровней рек.

В связи с усилением юго-западного ветра на побережье Черного и Азовского морей ожидается волнение моря.

В связи с усилением ветра западных направлений на побережье Азовского моря ожидается ветровой нагон.

 

 

2.1 Природного характера.

2.1.1. 16 апреля 2024 г. на территории муниципальных образований: Туапсинский муниципальный округ, Абинский, Апшеронский, Белореченский, Крымский, Курганинский, Лабинский, Мостовский, Новокубанский, Отрадненский, Северский, Славянский, Темрюкский, Успенский районы и гг. Анапа, Геленджик, Горячий Ключ, Новороссийск, Сочи существует вероятность возникновения ЧС и происшествий,                   связанных с:

нарушениями в работе транспорта из-за перекрытия автомобильных и железных дорог в результате схода оползней и селей;

разрушением жилых домов, строений;

нарушением функционирования объектов жизнеобеспечения.

Источник ЧС и происшествий – активизация экзогенных процессов.

 

2.1.2. 16 апреля 2024 г. в горах выше 2000 м на территории муниципального образования Мостовский район существует вероятность возникновения ЧС и происшествий, связанных с:

несчастными случаями с туристическими группами и людьми, находящимися в горах;

Источник ЧС и происшествий – сход снежных лавин в горах.

 

2.1.3. 16 апреля 2024 г. в горах выше 1500 м на территории муниципального образования г. Сочи вероятность возникновения ЧС и происшествий, связанных с:

обрывом воздушных линий связи и электропередач;

выходом из строя объектов жизнеобеспечения;

увеличением травматизма и гибелью населения, находящегося в горах;

несчастными случаями с туристическими группами и людьми, находящимися в горах;

перекрытием автомобильных дорог, мостов, тоннелей;

затруднением в работе транспорта, увеличением ДТП.

Источник ЧС и происшествий – сход снежных лавин в горах.

 

2.1.4 16 апреля 2024 г. на территории муниципальных образований: Абинский, Брюховецкий, Выселковский, Гулькевичский, Ейский, Кавказский, Каневской, Крыловский, Крымский, Кущевский, Ленинградский, Павловский, Северский, Староминский, Тбилисский, Тимашевский, Тихорецкий, Щербиновский районы существует вероятность возникновения ЧС и происшествий, связанных с:

увеличением количества пожаров на объектах экономики и в населенных пунктах;

возникновением лесных и ландшафтных пожаров, увеличением их площадей;

пожарами на сельхозугодиях и в лесополосах.

Источник ЧС и происшествий – высокая пожароопасность (ВПО)             4 класса.

 

2.1.5. 16 апреля 2024 г. на территории муниципальных образований: Приморско-Ахтарский, Туапсинский муниципальные округа, Абинский, Апшеронский, Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Выселковский, Гулькевичский, Динской, Ейский, Кавказский, Калининский, Каневской, Кореновский, Красноармейский, Крыловский, Крымский, Курганинский, Кущевский, Лабинский, Ленинградский, Мостовский, Новокубанский, Новопокровский, Отрадненский, Павловский, Северский, Славянский, Староминский, Тбилисский, Темрюкский, Тимашевский, Тихорецкий, Успенский, Усть-Лабинский, Щербиновский районы и гг. Анапа, Армавир, Геленджик, Горячий Ключ, Краснодар, Новороссийск существует вероятность возникновения происшествий, связанных с:

повреждением и разрушением построек, кровли, рекламных щитов, обрывом воздушных линий связи и электропередач, обрушением слабоукрепленных, широкоформатных и ветхих конструкций;

увечьями людей из-за повала деревьев и рекламных щитов;

увеличением случаев травматизма среди населения, возможными человеческими жертвами;

повреждением транспорта, затруднением в работе транспорта, увеличением количества ДТП;

нарушением функционирования объектов жизнеобеспечения.

Источник происшествий – усиление ветра.

 

2.1.6. 16 апреля 2024 г. на территории муниципальных образований: Ейский, Приморско-Ахтарский, Славянский, Темрюкский, Щербиновский районы существует вероятность возникновения происшествий связанных с:

подтоплением прибрежных территорий и населенных пунктов;

повреждением маломерных морских судов рыболовецкого оборудования;

повреждением и разрушением пляжных построек, причальных сооружений;

нарушением функционирования объектов жизнеобеспечения;

возможными человеческими жертвами.

Источник происшествий – нагон уровня моря.

 

2.2. Техногенного характера:

16 апреля 2024 г. в крае возможны ЧС и происшествия, связанные с:

гибелью людей в результате ДТП;

гибелью людей в результате пожаров;

затруднением и нарушением движения транспорта, увеличением количества ДТП из-за ухудшения видимости в тумане (горные дороги и перевалы);

затруднением в работе Керченской переправы из-за усиления ветра;

авариями на объектах энергетики, обрывом воздушных линий связи и электропередач из-за усиления ветра;

авариями на объектах жизнеобеспечения населения и жилого фонда (водоснабжение, газоснабжение) из-за высокой изношенности коммуникаций;

возможными авариями на энергетических системах (из-за перегрузок энергосистем и изношенности оборудования);

в связи с использованием источников обогрева (короткое замыкание электропроводки, неисправность электрического оборудования) существует вероятность увеличения количества случаев бытовых пожаров и отравлений угарным газом.

 

 

 

 

 

2.3. Биолого-социального характера:

16 апреля 2024 г. в связи с туманом, ухудшение видимости в тумане, усилением ветра, повышенным фоном уровней воды в реках, лавиноопасностью и возможной активизацией экзогенных процессов существует вероятность несчастных случаев с туристическими группами и людьми, находящимися в горах;

возможны случаи заболевания населения ОРВИ, ОРЗ;

возможны несчастные случаи, связанные с отравлениями людей грибами: ядовитыми, условно-годными, неизвестными, а также при нарушении технологии приготовления и поздним обращением за медицинской помощью;

на территории края существует вероятность возникновения новых очагов заболеваний: АЧС на свиноводческих предприятиях, бруцеллёзом крупного рогатого скота на молочно-товарных фермах, птичьего гриппа, в личных подсобных хозяйствах и заболеваний вирусом бешенства.

 

2.4. Иного характера:

16 апреля 2024 г. существует вероятность возникновения несчастных случаев, связанных с гибелью людей на водных объектах края;

возможны случаи выхода людей в лесные массивы с последующей потерей ориентации на местности;

16 апреля 2024 г. на всей территории края существует вероятность возникновения ЧС (происшествий) на фоне циклических рисков:

локальные подтопления пониженных участков местности, в т.ч. бессточных, приусадебных участков, автомобильных и железных дорог, низководных мостов, подмывом дорог и опор мостов, размывом берегов рек, прорывом дамб обвалований и плотин прудов из-за повышенного фона уровней воды в реках;

из-за неосторожного обращения с огнем усиления ветра повышается вероятность выявления термических аномалий (в том числе разведение костров; выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы с нарушением требований правил пожарной безопасности в лесу и на участках, непосредственно примыкающих к лесам), единичных очагов загорания на местности (в т.ч. палов сухой растительности), возникновения (увеличения) количества очагов и площадей природных пожаров.

 

 

  1. Рекомендации.

Общие предложения:

довести прогноз до глав городских и сельских поселений, руководителей туристических групп, руководителей санаторно-курортных комплексов, руководителей баз и зон отдыха, руководителей предприятий, организаций, аварийно-спасательных формирований;

проверить готовность аварийно-спасательных формирований и органов управления к выполнению задач по предупреждению и ликвидации ЧС;

поддерживать на необходимом уровне запасы материальных и финансовых ресурсов, для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

уточнить планы действий по предупреждению и ликвидации возможной ЧС;

организовать проверку готовности систем оповещения к использованию по предназначению на территории муниципальных образований;

обеспечить готовность пунктов управления, систем связи и оповещения органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС;

обеспечить готовность аварийных бригад к реагированию при возникновении аварий на объектах жизнеобеспечения и в системах энергоснабжения.

 

По противооползневым мероприятиям:

в районе левобережных притоков р. Мзымта от устья реки Сулимовская до устья реки Пслух необходим запрет на перемещение техники и людей при ухудшении погодных условий, так как неоднократно на данном участке происходил сход селевых потоков даже на фоне умеренных осадков;

организациям энергоснабжения усилить контроль за функционированием трансформаторных подстанций, линий электропередач и технологического оборудования, находящихся в опасной зоне;

организациям, эксплуатирующим авто и ж/д дороги усилить контроль за оползневыми участками, принять меры по своевременной расчистке дорог в случае сходов оползней.

 

 

По предупреждению и смягчению последствий от воздействия схода снежных лавин:

не допускать выхода неорганизованных групп и техники в горные районы края;

усилить контроль над регистрацией групп туристов, направляющихся в горные районы, и обеспечить их достоверной информацией о метеоусловиях на маршрутах;

обеспечить готовность аварийных бригад к реагированию на авариях на объектах жизнеобеспечения и в системах энергоснабжения;

ограничить движение транспорта по горным дорогам и перевалам;

коммунальным и дорожным службам принять меры по расчистке автодорог в условиях неблагоприятных гидрометеоявлений.

 

 

По предупреждению и смягчению последствий  повышенного фона уровней воды в реках

при получении предупреждения о возможном поднятии уровней воды до неблагоприятных отметок (НЯ) и выше, организовать наблюдение на реках в местах возможного возникновения заторов (железнодорожные, автомобильные и пешеходные мостовые переходы, места сужения русел рек, места крутых поворотов русел рек);

усилить контроль за водными объектами и гидротехническими сооружениями (дамбы обвалования, мосты, прудовые хозяйства);

организовать запас инертных материалов (песок, гравий, глина, мешки с цементом) для подсыпки и ликвидации проранов в теле аварийной дамбы;

при необходимости провести упреждающую эвакуацию населения из зоны возможного возникновения ЧС (подтопления, затопления, просадка грунта, оползни и т.п.);

уточнить списки и места нахождения маломобильных граждан;

обеспечить контроль готовности аварийных бригад к реагированию при возникновении аварий на объектах жизнеобеспечения и в системах энергоснабжения;

провести расчистку ливневых систем от листвы и мусора для беспрепятственного стока дождевых вод;

сосредоточить технику для расчистки от последствий оползневых процессов в руслах рек Кепша и Кудепста.

 

 

По предупреждению и смягчению последствий от воздействия усиления ветра:

довести прогноз до администрации морского порта и судовладельцев;

судовладельцам принять необходимые меры по обеспечению безопасной стоянки судов;

закрепить подъемно-транспортное оборудование;

для защиты населения от травм, нанесенных различными предметами, рекомендовать провести мероприятия по защите витрин, окон с наветренной стороны, очистку крыш, открытых балконов, лоджий от посторонних предметов.

 

По предупреждению и смягчению последствий в случае

нагонных явлений:

довести прогноз до администрации морского порта и судовладельцев;

судовладельцам принять необходимые меры по обеспечению безопасной стоянки судов;

привести в готовность все имеющиеся в наличии плавсредства для проведения спасательных и эвакуационных работ;

закрепить подъемно-транспортное оборудование;

вывести людей и технику с прибрежных территорий;

организовать подготовительные работы по организации оказания медицинской помощи пострадавшим людям, по первоочередному жизнеобеспечению, а также по защите сельскохозяйственных животных при угрозе подтопления;

организовать подготовительные работы по проведению эвакуации людей и материальных ценностей.

 

По противопожарным мероприятиям:

организовать контроль пожарной обстановки и проведение в полном объеме превентивных мероприятий;

усилить контроль пожарной обстановки и провести в полном объеме превентивные мероприятия;

организовать проверку готовности систем оповещения к использованию по предназначению на территории муниципальных образований;

организовать своевременное выявление угрозы распространения пожаров на населенные пункты, а/м и ж/д магистрали, линии электропередачи и связи, другие объекты;

организовать наземное патрулирование в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах;

организациям энергоснабжения усилить контроль за функционированием трансформаторных подстанций, линий электропередач и технологического оборудования, газопроводов, находящихся в пожароопасных зонах.

 

По смягчению последствий от землетрясений:

проводить сбор, обработку и обмен информацией с места ЧС в установленном порядке;

провести экстренное оповещение населения и подготовить места эвакуации людей;

определить объем и степень повреждения различных зданий и сооружений, оценить состояние социально-значимых объектов;

исключить или ограничить возможности поражения от вторичных факторов (отключение электросетей, централизованной подачи газа и др.);

организовать проверку, расположенных в зоне ЧС опасных объектов (химически-опасные объекты, склады и т.д.);

провести обследование ГТС (дамбы обвалования, плотины) на наличие повреждений и возможной угрозы затоплений.

 

По предупреждению ДТП:

совместно с территориальными органами ГИБДД МВД России реализовать меры по предупреждению возникновения ЧС и аварийных ситуаций на автомобильных трассах;

организовать контроль маршрутов, по которым осуществляются перевозки туристов автотранспортом повышенной проходимости с целью обеспечения безопасности туристов;

обеспечить готовность спасательных служб к реагированию на ДТП и аварии на других видах транспорта.

 

По противоэпидемиологическим и противоэпизоотическим мероприятиям:

организовать контроль по эпизоотической (АЧС), эпидемиологической, фитосанитарной обстановках и проведение в полном объеме превентивных мероприятий.