Оказание ритуальных услуг населению

   Жизнь человека на Земле сопровождается непрерывной сменой поколений – таков закон природы. Похоронная культура является одной из древнейших форм социальной культуры, распространенной повсеместно.
   В недалёком прошлом услуги по погребению оказывались населению преимущественно государственными предприятиями (специализированными     службами), в настоящее время всё чаще по вопросам оказания похоронных услуг люди обращаются в частные фирмы.  
   Увы, печальная необходимость заставила Вас обратиться в одну из организаций, оказывающую услуги в данной сфере.
   Прежде чем оформить заказ на изготовление и (или) установку памятника, надгробной плиты, фотографии, траурных венков, корзин, лент с надписями и т.п. следует обратить внимание на наличие необходимой для вас, как для потребителя, информации, предусмотренной действующим законодательством РФ.
   Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере потребительского рынка, сопутствующую погребению, т. е. деятельность, связанную с продажей соответствующих товаров по договору купли-продажи и оказанию соответствующих возмездных услуг (продажа гробов, венков, изготовление и (или) установка памятников и надгробий, могильных ограждений, изготовление траурных лент, эпитафий и т.д.), в своей работе обязаны руководствоваться действующим законодательством:
– Гражданским кодексом  РФ (далее ГК РФ);
– Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г.№2300-1;
-«Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (утверждёнными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г.) N 1025;
 -«Правилами продажи отдельных видов товаров» (утверждёнными постановлением Правительства РФ 19.01.1998г) № 55.
    В каждой организации Вам должны предоставить следующую информацию для потребителей, предусмотренную ст. 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и
п.2, 3 « Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации»:
– организация должна указать информацию о наименовании своей организации и адресе;
– индивидуальный предприниматель представляет сведения о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа;
– исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах (работах),
– о режиме работы.
    Информация об оказываемых услугах (выполняемых работах) доводится до сведения  потребителей в наглядной форме в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке должна содержать:
– перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;
-обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);
–  сроки оказания услуг (выполнения работ);
– цены на оказываемые услуги (выполняемые работы) и сведения о порядке и форме оплаты.
   Кроме того, исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию,
– адрес и номер телефона подразделений по защите прав потребителей;
– образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);
– образцы изготавливаемых изделий;
– перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, представляемых при оказании услуг.
    Договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме.
    На руки потребителю, в обязательном порядке, должен быть выдан один экземпляр договора, квитанция (или иной документ), в котором  должны содержаться следующие сведения:
– фирменное наименование и местонахождение организации исполнителя ( для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, сведения о гос. регистрации);
– вид услуги;
– цена услуги (работы);
-отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы), либо о внесении аванса при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
– дата приёма и исполнения заказа;
– гарантийные сроки на результат работы,
– другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);
– должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя сделавшего заказ.
   При обращении в подобные организации мы не всегда помним об этих правилах, но соблюдение именно этих требований, в случае выявления в дальнейшем каких либо недостатков в выполненной работе, позволит вам без проблем потребовать их  устранения.
   В соответствии с п.1 ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей»,  потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: 
– безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
– соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
– безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы
– возмещения понесённых им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
   Если вами выявлены какие – либо дефекты, например, сколы или трещины на гранитном памятнике, деревянном кресте или каменной цветочнице, плохое качество рисунка, надписей, фотографии и т.д., изготовленных исполнителем в соответствии с имеющимся договором, не стоит огорчаться, ведь в договоре в обязательном порядке содержится пункт о гарантийных обязательствах исполнителя.
   Имея на руках один экземпляр договора с исполнителем, вы в данной ситуации обращаетесь к нему (желательно в письменной форме) с заявлением об устранении выявленных недостатков.
   Следует иметь ввиду, что воспользоваться положениями Закона РФ «О защите прав потребителей»,  в части защиты прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг), гражданин может только в том случае, если между ним и исполнителем был заключён возмездный договор на выполнение работ (оказание услуг).
   В случае, если потребитель обращается за выполнением определённых работ (оказанием услуг) по погребению умершего в государственные предприятия (специализированные  службы), в силу вступают положения  Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», устанавливающего гарантированный перечень услуг по погребению, предоставляемых на безвозмездной основе (ст. 9 Закона), а также гарантии бесплатного предоставления участка земли для погребения (п. 1 ст. 7, п.5 ст. 16 Закона). Таким образом,  Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» отношения в области защиты прав потребителей не регулирует, поскольку его предметом по определению не является возмездное оказание услуг (выполнение работ) со стороны хозяйствующих субъектов (исполнителей).
   В случае не предоставления  гражданам, предусмотренных Законом «О погребении и похоронном деле», полностью или частично соответствующих гарантий или неисполнения теми же органами местного самоуправления каких-либо обязательств, связанных с организацией похоронного дела, к лицам, виновным в нарушении установленных названным Законом норм,  не могут быть применены меры и формы ответственности, закрепленные Законом РФ «О защите прав потребителей».
   Что же касается осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, сопутствующей погребению, т. е. деятельности, связанной с продажей соответствующих товаров по договору купли-продажи и оказанием соответствующих возмездных услуг (продажа гробов, венков, изготовление и (или) установка памятников и надгробий (кроме случаев, регулируемых  ФЗ «О погребении и похоронном деле»), могильных ограждений, изготовление траурных лент и т.д.), не входящих в перечень, гарантированный ФЗ «О погребении и похоронном деле», то в данном случае отношения с гражданами, приобретающими указанные товары (услуги),   в соответствующей части, будут регулироваться Законом РФ «О защите прав потребителей».
   В любом случае, при возникновении каких либо проблемных  вопросов в части оказания услуг или приобретения товаров ненадлежащего качества, вы можете обращаться за консультацией и помощью к специалистам территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском районах, и пусть  вынужденный  поход в организацию под названием «Ритуальные услуги» будет для вас не так печален.