История распространения ваххабизма в мире и России

   Причины становления простых людей на путь религиозного радикализма, их восприимчивости к агитаторам и вербовщикам террористических организаций, как правило, весьма приземленные — низкий жизненный уровень, коррупция, безработица, нехватка жилья, затрудняющее вступление в брак большое приданое, преступность, растущее число людей, не состоящих в браке, упадок моральных ценностей и этических норм. Все это на фоне отдаленных, поверхностных, неточных знаний о своей религии. И этим охотно пользуются исламские радикалы, использующие в своей пропаганде простой постулат, построенный на популярной исламской идее о самобытности и социальной справедливости. Ее основной посыл гласит, что причиной всех социальных изъянов в мусульманском мире является моральная испорченность всех модернистов, в том числе и внутри ислама. Единственным выходом, по словам радикалов, является применение законов шариата, исламского права. Они полностью отвергают призывы к модернизации и пересмотру положений шариата, стремятся применить в современных условиях нормы, сформировавшиеся VII-VIII вв в реалиях того времени. Толчком для радикализации ислама в ХХ веке стали экономические и социальные потрясения в обществах исламских государств и политические заигрывания с экстремистами, но основу для этого создала недостаточная религиозная грамотность населения мусульманских стран, начавших непоследовательный переход от традиционного ислама к светским нормам. Потому, при возникновении трудностей, население этих стран с доверием воспринимало слова идеологов исламского фундаментализма.
Уже два с половиной столетия в Саудовской Аравии и некоторых других монархиях Персидского залива ислам проявляется именно в ваххабитской форме- общий упадок Османской империи в XVIII в. обусловил возросшую самостоятельность провинций, где развернулись движения, проповедовавшие идею спасения через очищение религии, в Аравии лидером такого движения стал Ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1791). После второй мировой войны, с ростом экономического потенциала Саудовской Аравии, Эмиратов и Кувейта ваххабизм получил значительное распространение в мусульманских странах, превратившись в оплот международного терроризма и экстремизма. Для поддержания ваххабизма и распространения идей этого учения расходуются миллиардные суммы, создаются специальные центры СМИ, отряды боевиков, агентурная сеть, деятельность которых охватывает практически весь исламский мир, а целью является установление господства сперва над мусульманским, а потом и над всем миром.Впервые представители религиозно-политического экстремистского движения под лозунгами ислама появились в России (на Северном Кавказе) с конца 1980-х годов. При активной финансовой поддержке со стороны различных радикальных исламистских центров ряда стран Ближнего и Среднего Востока чуждые для россиян религиозно-политические течения получали распространение в нашей стране. В России особая активность исламских радикалов стала отмечаться с конца 80-х — начала 90-х годов ХХ в. в республиках Северного Кавказа, где ими проповедовались идеи всеобщей исламизации населения. В эти годы наблюдался рост числа приверженцев исламского радикализма в форме ваххабизма, демонстрировавшего отрицание религиозно-политическими экстремистами форм бытования народного ислама (ритуалов поклонения «святым» местам и устазам, погребальной и поминальной обрядности, тариката и т.д.), традиционных факторов регулирования общественного поведения (уважении к старшим, признание их авторитета), этнокультурных особенностей россиян. Попытки религиозно-политических экстремистов изменить их жизненный уклад вызывали негативное отношение со стороны абсолютного большинства местного населения. События августа-сентября 1999г. в Дагестане продемонстрировали реальную опасность ваххабизма как для самой республики так и для мусульман этой республики. И не просто опасность, а угрозу прямого физического уничтожения в ходе джихада, направленного против объявленных кяфирами (неверными) мусульман Дагестана, которые не соглашались принять ваххабитскую трактовку ислама. Как форма правовой самозащиты мусульман Дагестана от ваххабизма выступил принятый 16 сентября 1999 г. Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Подобные законы также приняты в Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
Этапы распространения религиозно-политического экстремизма в ЮФО:
Первый этап: с конца 1980-х – до середины 1990-х годов. Организационное оформление экстремистских организаций и группировок. Деятельность Северокавказского филиала «Исламской партии возрождения».
Второй этап: середина 1990 г. – конец 1997 г. Открытые формы противостояния между представителями религиозно-политического экстремизма и традиционного ислама, государственных структур, муниципальных объединений. Первая чеченская война 1994-1996 гг.
Третий этап: конец 1997 г. — 1999 г. — переселение исламистской оппозиции в Чечню. Вторжение международных бандформирований в Дагестан в августе-сентябре 1999 г. Принятие в Кавказских республиках законов, запрещающих деятельность религиозно-политических экстремистских группировок. Начало процесса восстановления конституционного порядка на территории Чечни.
Четвертый этап: с начала 2000 г. до настоящего времени. Закрытие филиалов многочисленных международных благотворительных фондов, оказывавших значительную финансовую, материальную и организационную помощь экстремистским группировкам в регионе. Ликвидация легальных структур экстремистских группировок и переход их на нелегальную деятельность. Применение тактики «слепого» террора. Сохранение тенденции к дальнейшим попыткам распространения религиозно-политического экстремизма в ЮФО.