Первая встреча с Сергеем Голобородько у нас состоялась три месяца назад. Для подготовки интервью с тогда еще исполняющим обязанности главы Кореновско-го района корреспонденту «КН» пришлось изрядно помотаться по краю. То, перекрикивая грохот дизельного генератора, удавалось перекинуться несколькими фразами в Крымске. То получалось урвать несколько минут для общения перед совещанием в краевой администрации. То выпадало говорить о планах на будущее, колеся вместе с Сергеем Анатольевичем по району. Оно и понятно: крымские события, предвыборная гонка, ворох сиюминутных проблем и решений. Но интервью получилось. Тогда же мы пообещали с большим пристрастием следить за первыми шагами нового главы и встретиться в конце года. На этот раз Сергей Голобородько приехал к нам в редакцию. Глубоким вечером.
— Сергей Анатольевич, что ж так поздно-то? Опять цейтнот?
— Когда я работал в бизнесе, день был расписан по часам. На посту главы Кореновска учитывал каждую минуту и злился, что в сутках только 24 часа. Теперь мне кажется, что тогда у меня была уйма свободного времени. Сегодня на счету каждая секунда. Хотя в последнее время стало немного полегче: формирование команды почти завершено. Каждому определена своя зона ответственности. Но все равно еще очень много приходится держать на постоянном личном контроле.
— Почти завершено — вы сказали. Двух месяцев, что вы официально занимаете пост главы района, не хватило утрясти все кадровые вопросы?
—Дело не в этом. Костяк сформирован полностью. Но управленческая среда — очень подвижная. Она постоянно меняется. К этому толкают объективные причины. Приведу пример. Я — большой поклонник соревнований «Формула 1». Гонки болидов, которые мы смотрим по телевизору, — это одна тысячная всей работы, которую каждый день выполняют сотни людей: инженеров, менеджеров, механиков и так далее. От их профессионализма и отношения к делу зависит конечный результат: победа, ранг середнячка или провал.
—А еще от бюджета команды, таланта пилота…
— Вот-вот. Но только я деньги поставил бы во вторую десятку факторов, обеспечивающих победу. Часто и густо сравнительно небогатые команды обгоняют толстосумов. Оптимально подобранная резина, правильная тактика ведения гонки, грамотные и быстрые пит-стопы, скорость реакции на изменения погоды, доскональное знание пилотом возможностей машины и использование ее сильных сторон — это главное. Деньги дают конструктивное преимущество — дорогие мощные моторы лучше на прямой, но ведь трасса изобилует поворотами. Здесь мастерство пилота — решающий фактор.
— И вы — пилот болида с брендом «Кореновский район» на краевых гонках?
— Образно говоря, да. И должен быть готов к самым быстрым решениям. Если продолжить аналогии, то «болид Кубань» на самом высоком уровне уже десятилетие стабильно идет в группе лидеров. Вот у них надо учиться и набираться опыта.
— А какое место вы сейчас занимаете в гонке районов?
— В числе крепких середняков. Но цель — тройка лидеров.
— Не слишком ли смело?
— В самый раз. Для этого все имеется: стратегия, команда, в которой работают управленцы с многолетним опытом и молодые амбициозные ребята, самые лучшие болельщики, наконец, все жители Кореновского района.
— Жизнь показывает, что даже самые востребованные проекты легко рушатся без денег. Или энтузиазмом платить будете?
— Конечно, решить все проблемы за счет одного районного бюджета невозможно. И на мой взгляд, в обозримом десятилетии надеяться на это — утопия. Но выход есть всегда. В данном случае их, как минимум, три.
Во-первых, сегодня на государственном и краевом уровне работает огромное количество программ. Из бюджета на принципах софинансирования выделяются деньги на ремонт дорог, модернизацию ЖКХ, образование, медицину и так далее. Когда я стал главой района, сразу для себя определил: мы участвуем во всех программах. Вызвал заместителей, руководителей отделов и сказал: по своим направлениям в кратчайшие сроки представьте все проблемные объекты, которые могут подпадать под программы. Сейчас работаем над тем, чтобы в следующем году максимально сработать по программам. Я сразу всех предупредил, что за каждый объект, где участвуют государственные деньги, руководитель профильного направления несет персональную ответственность. Такая вещь как нецелевое расходование даже не рассматривается — сразу уголовная статья. Тут другой подводный камень с надписью «неосвоенные средства». Это мне вообще до недавнего времени было непонятно: здание есть, средства на его ремонт выделены, а по факту ничего не делается и деньги возвращаются в казну? Нонсенс. Поэтому и за освоение средств, и за сроки выполнения работ ответственность персональная.
— Вы сказали, что раньше не понимали термин «неосвоенные средства». Теперь понимаете?
— Понимаю, но не принимаю. К сожалению, существуют объективные причины, которые мешают осуществить задуманное. Опять же пример. На хуторе Бабиче-Кореновском нужно было отремонтировать детский сад. Деньги выделили, провели торги. Победила, как положено, фирма, предложившая наименьшую цену. Все по закону. Однако когда дошло до реальной работы, выяснилось, что у подрядчика нет ни строителей, ни инженеров, ни техники. Он кинулся нанимать людей на месте, не вышло. Администрация подает на расторжение контракта. Потом проводим новые торги. А это все время! По идее, такой подрядчик вообще не должен участвовать в торгах. Но по закону никто ему не вправе запретить бороться за подряд. Законодательство совершенствуется, и я убежден, что мы непременно придем к обязательной предварительной проверке возможностей и репутации претендентов на получение государственного заказа. Наверняка появится нижняя граница цены подрядов и тогда будет исключен откровенный демпинг не очень чистоплотных компаний. Все это будет, но опять же со временем.
— Людям все равно, кто не отремонтировал садик. За все отвечает глава.
— Абсолютно верно, но проблему мы все равно решим в ближайшее время. Существуют такие факторы, которые очень трудно предвидеть. Для этого нужен опыт, и я его набираюсь.
— Не очень понятно, что может сделать глава района, который представляет власть, если даже узнает, что в торгах участвует, скажем, неблагонадежный претендент. Примените административный ресурс, но тогда как же закон?
— Ошибка: я должен знать обо всем еще до того, как торги начнутся. А пресловутый административный ресурс сегодня кардинально отличается от того, что сложился в массовом сознании. Не давление, а переговоры. Не указания «не пущать», а предложение поучаствовать в другом, подъемном для этого подрядчика, проекте. Бизнес палкой не подчинишь. Он просто уйдет, а ты останешься один на один с проблемой.
Кстати, возвращаясь к началу, о деньгах. Второй путь решения социальных проблем — заинтересовать бизнес.
— Ну, новым этот метод не назовешь.
— Согласен. Тут дело в том, как заинтересовать. Наш край входит в число самых привлекательных российских регионов для инвестиций. Удобное географическое положение, благоприятный климат, уникальная природа — это у нас было всегда. Но почему инвесторы активно заинтересовались нами в последние 10 — 12 лет? Потому что появился главный, возможно, определяющий фактор — власть повернулась лицом к бизнесу. Бюрократические препоны мешали — убрали. Нужна помощь в продвижении нашихпроектов на международном уровне — пожалуйста, к вашим услугам форумы, выставки и так далее. Субсидии, кредиты, лизинговые программы. Вспомните хотя бы, какую помощь оказывали аграриям, чьи урожаи вымерзли этой весной. Предприниматели очень тонко чувствуют это отношение и ценят его. Вот моя цель стать в инвестиционном плане для края, как Кубань для страны. Для этого обязательно буду использовать административный ресурс — помогать бизнесу, холить его и лелеять.
— Так, а третий способ добычи денег для района в чем?
— Опять ничего нового: грамотное распределение. Еще в статусе исполняющего обязанности главы района я начал разрабатывать «Народную программу». Принципы этого проекта уже были мной опробованы на посту главы Кореновска. Если в двух словах, то выглядит это так. На сходах граждан я собирал информацию о проблемах, которые требуют первоочередного, в течение года, решения в этой станице, на хуторе, на конкретной улице. Анализировал и вычленял самые злободневные:три-пять штук. На каждый участок в бюджете предусмотрена определенная сумма. Еще у депутатов есть их фонды. В общем появлялась какая-то цифра в рублях. Потом повторно собирали жителей и говорили: «Вот проблемы — вот деньги. На все не хватит. Решайте сами, что будем делать первым: озеленим территорию или проведем уличное освещение». Люди предлагали и по этим данным мы формировали расходы бюджета. В прямом смысле — народного бюджета.
— Перекладываете ответственность на людей?
— Нет, руководствуюсь их нуждами.
— До встречи на пит-стопе?
— Конечно, ведь гонка только начинается.
Иван ПРЫТЫКА, НАШ КОРР. Фото Ивана СЕМЕНЦА.
("Кубанские новости" №241 14 декабря 2012 года)