Смарт-устройства

В настоящее время нет законодательного определения понятия «смарт-устройство». В целом же смарт-устройство можно определить, как электронное устройство, имеющее возможность подключения к другим устройствам и сетям передачи данных через беспроводные способы доступа, такие как Bluetooth, NFC, Wi-Fi, 3G и т.д.

Смарт-устройства могут работать в интерактивном режиме, автономно и применяться в различных сферах жизни. К смарт-устройствам традиционно относится так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что они являются технически сложными товарами, как правило, имеют сенсорный экран, выполняют две и более функции. Обязательно имеют функции подключения к Интернету, непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении и могут применяться в различных сферах повседневной жизни.

Специального законодательства, регулирующего права потребителя при продаже и использовании смарт-устройств не имеется. Так как данные устройства относятся к технически сложным товарам, то будут применяться нормы и особенности защиты прав потребителей при продаже именно таких товаров.

При заключении договора купли продажи смарт-устройств, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, продавце, реализуемых им товарах, а также право на безопасный и качественный товар. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей на русском языке. Также продавец должен предоставлять потребителю понятную и доступную информацию, поскольку не всегда потребитель обладает специальными техническими познаниями о функциях смарт-устройств, показателях их работы.

Потребитель имеет право на то, чтобы смарт-устройства при обычных условиях их использования, хранения, транспортировки и утилизации были безопасны для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняли вред его имуществу. Также потребитель имеет право на приобретение качественных смарт-устройств, чтобы они соответствовали обязательным требованиям.

Наиболее ярким представителем смарт-устройства является мобильный телефон. На сегодняшний день трудно найти человека, который бы не пользовался смартфоном, обладающим огромным количеством функций, опций.

Но именно на данную группу товаров на протяжении ряда лет отмечается наибольшее количество обращений граждан.

В большинстве случаев причиной обращений является нарушение продавцом прав потребителей при заявлении требований при обнаружении недостатка в товаре.

Одним из основных документов, регламентирующих данную ситуацию, является Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).

Согласно статьи 18 Закона установлен 15-дневный срок от даты покупки, в течение которого потребитель вправе заявить требование о замене товара или возврате денег при обнаружении недостатка в технически сложном товаре и, в частности в смартфоне).

В случае если недостаток обнаружен по истечении срока гарантии Законом предусмотрен 2-х летний срок со дня продажи товара, в течение которого потребитель вправе заявить продавцу или уполномоченной организации или импортеру требования, предусмотренные ст. 18 Закона в случае, если докажет, что недостатки товара возникли до передачи ему товара. (Доказывание наличия и характера дефекта возложено на потребителя пунктом 6 статьи 18 Закона).

Иными словами, потребитель, получив заключение эксперта о том, что товар имеет производственный дефект, наряду с одним из требований ст. 18 Закона также заявляет продавцу требование о возмещении убытков, возникших при оплате стоимости экспертизы, т.к. данные убытки явились следствием продажи товара ненадлежащего качества.

Для того, чтобы смарт-устройство работало надлежащим образом, необходимо его подключение к сети передачи данных. В связи с чем потребитель должен заключить договор об оказании услуг связи. Доступ к передаче данных может быть осуществлен через сим-карту либо иными способами (например, подключение по сети WI-FI). Договор может быть заключен на постоянной основе, а также путем разового доступа к сети (например, в интернет-кафе, по общедоступным каналам сети WI-FI и др.). В связи с чем, в процессе использования смарт-устройства, потребитель имеет право на качественные услуги связи.

Поскольку смарт-устройства используют различные приложения, при установке которых запрашивается согласие потребителя на использование его данных, рекомендуется внимательно ознакомиться с правилами, которые размещают для ознакомления производители приложений. Нужно помнить, что при использовании смарт-устройств они могут собирать информацию о персональных данных пользователя, иную конфиденциальную информацию.

Таким образом, главным трендом роста потребительского рынка в последнее время становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом. По мере того, как все больше людей подключаются к Интернету во всех уголках планеты, смарт-устройства вскоре станут повседневной реальностью для потребителей во всем мире, что ознаменует коренное изменение процесса взаимодействия людей с умной электроникой, носимыми гаджетами и продвинутыми услугами.

ТАСС, 2019. Источники: Роспотребнадзор, Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».