Защита прав потребителей

   Закон Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах).
    Потребительское законодательство регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести, либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги), исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны и организацией, либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, с другой стороны.
    Указанные отношения могут возникать из договоров розничной купли-продажи, из договоров подряда либо выполнения другой работы, из договоров оказания услуг (финансовых, медицинских, образовательных, туристских, транспортных, коммунальных и т.д.).
    В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском районах поступают обращения от граждан, предпринимателей, организаций по вопросам, не относящимся к потребительским правоотношениям.
    В связи с чем разъясняем, что законодательство о защите прав потребителей не регулирует отношения:
– между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних нужд,
-в связи с приобретением предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением ему услуг для осуществления предпринимательской деятельности,
-возникшие в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений и организаций.

Ответы на вопросы потребителей, поступившие в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском районах.

1. Существует ли разница между распродажей и уценкой товара?
Ответ: Распродажа – это реализация какого-либо товара по сниженным ценам. Это организованный процесс снижения цен на товары разных категорий, целью которого является освобождение складских и торговых площадей для поступления нового товара.
Продажа товаров с уценкой проводится, как правило, при наличии в товаре определенного недостатка, при этом информация о наличии недостатка в обязательном порядке должна доводиться до потребителя в полном объеме. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме.

2. Распространяются ли требования потребителя в случае обнаружения недостатков в товаре, купленного по распродаже?
Ответ: Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей не предусматривает ограничений гарантийных обязательств перед покупателем в период проведения распродажи. Тем самым при обнаружении в товаре каких-либо недостатков, покупатель не может быть ограничен в своих правах. Потребитель вправе, при обнаружении недостатков, выдвинуть одно из требований п.1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»:
-потребовать замены товара,
-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены,
-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом,
-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Таким образом, распродажа не может быть основанием для отказа в удовлетворении законного требования потребителя.

3. Какие требования может предъявить потребитель в случае обнаружения недостатков в уцененном товаре?
Ответ: Продажа товаров с уценкой по причине наличия дефекта в предлагаемом товаре, ограничивает право потребителя лишь в требованиях связанных с наличием дефекта, заранее оговоренного продавцом. То есть, при предъявлении требований к продавцу потребитель не может ссылаться на дефект, который был заранее оговорен. Так, например, потребитель, приобретая холодильник по сниженной цене в связи с наличием дефекта – вмятиной, не сможет впоследствии потребовать от магазина устранения данного дефекта, возврата денег за товар, замены на аналогичный товар, либо иное требование, предусмотренное законом, основывая свое требование на дефекте, оговоренном до момента приобретения данного товара.
В остальных же случаях потребитель при приобретении уцененного товара не ограничен в своих правах и в случае обнаружении дефекта, не оговоренного продавцом до момента приобретения товара, вправе заявлять требования, предусмотренные Законом РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» в полном объеме.

Главный специалист-эксперт ТО У Роспотребнадзора в Кореновском, Динском районах Л.А.Сизоненко