Толерантность – ключ к благополучию общества

Современные словари определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость», однако толерантность – категория не пассивная, это позиция, предполагающая расширение круга личных ценностей за счет позитивного взаимодействия с другими культурами. В то же время, толерантность – это сохранение собственной индивидуальности.
Воспитание толерантности в детской, подростковой и молодежной среде – очень ответственное дело. От того, насколько подрастающее поколение преодолеет свойственные возрасту некритичность мышления, безответственность, незащищенность, бескомпромиссность – во многом будет зависеть то, насколько независимыми, терпимыми, демократичными станут они во взрослой жизни. Проблема ксенофобии в детско-подростковой среде является отражением общих проблем, существующих в обществе. Дети воспринимают отношения и установки взрослых, среди которых, как показывают социологические опросы, достаточно широко распространены негативные взгляды по отношению к мигрантам, людям других национальностей. В связи с этим вопросы ксенофобии, экстремизма, толерантности имеют политический и общесоциальный характер. Ключевым моментом межкультурной коммуникации является, прежде всего, умение бесконфликтно взаимодействовать и общаться с представителями различных народов и национальностей.
Путь к развитию толерантности у молодого поколения состоит в повышении их социальной компетентности, прежде всего – в умении слушать, сочувствовать, сострадать; снижении у ребят предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров. Важно учить ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.