С 1 января 2015 года начал действовать Федеральный закон № 442 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Какие положительные перемены он несет для социально-уязвимых категорий населения? Какие принципиальные новшества содержит новый закон?
Эти вопросы прокомментировал директор ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН» В.Д. Коломиец.
Новый закон считаю очень важным и своевременным, он в полной мере отражает современные реалии, учитывает опыт, применения предыдущих законов, повышает доступность социальных услуг для населения, конкретизирует ответственность организаций, оказывающих их. Цель этого документа – ввести единые нормы социального обслуживания населения на территории МО Кореновский район. Самое важное, это цели социального обслуживания.
В законе они определены таким образом: «Улучшение условий жизнедеятельности человека и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности». Определение «гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации» заменено на «гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании».
Тут надо отметить, что термин «трудная жизненная ситуация», действительно очень долго являвшийся базовым, все-таки был довольно расплывчатым. Новый принцип социального обслуживания – сохранение пребывания в привычной благоприятной среде. Что касается видов социальных услуг, то прописаны следующие: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Специально выделены социально-трудовые услуги:
- -оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией.
Законом вводятся новые понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг».
«Получатель социальных услуг» – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
Поставщиком социальных услуг на территории МО Кореновский район является ГБУ СО КК «Кореновский комплексный центр социального обслуживания населения».
В новом законе вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании – это прописано в статье 15-ой. С 1 января 2015 года помощь получат те, кто полностью или частично потерял способность к самообслуживанию из-за болезни, травмы, возраста или инвалидности; семьи с одним или даже несколькими инвалидами, в том числе детского возраста, нуждающимися в постоянном уходе. Разумеется, в перечне семьи с ребенком, испытывающим трудности в социальной адаптации; люди, у которых отсутствует работа и средства к существованию. Соцработники придут на помощь и тогда, когда в доме "царит" агрессия и зафиксированы случаи насилия над женщинами и детьми. Не ускользнут от внимания и семьи, где есть наркоманы, алкоголики, игроманы.
Хочется сразу отметить, что новый закон создает более комфортные условия для получателей социальных услуг. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг – это, образно говоря, «дорожная карта» оказания помощи. Ее форма определяется Министерством труда и социальной защиты РФ, и разрабатываться она будет сразу на три года. Конечно, если понадобится, то не возбраняется делать это и чаще: если изменились потребности гражданина в социальных услугах. Составление программы – прерогатива Управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Кореновском районе на заявительной основе. Правда, предварительно орган соцзащиты должен признать гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и установить его индивидуальную потребность в социальных услугах. В программу включаются: форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков и социальное сопровождение. Программа носит для гражданина рекомендательный характер, а для поставщика – обязательный.
Совершенно бесплатно помогут, во-первых, несовершеннолетним детям, во-вторых, людям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных конфликтов, в-третьих,
гражданам, чей среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума. Правда, за исключением стационарных услуг, получаемых в отделении временного проживания. Кому-то покажется, что список коротковат, а между тем мы прогнозируем увеличение числа получателей социальных услуг на бесплатной основе.
В новом законе более четко определены различия в формах социального обслуживания: на дому, в полустационарной форме – подразумевается социальное обслуживание в определенное время суток; в стационарной форме – тут речь идет о постоянном временном или пятидневном в неделю круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
В статье 22-ой нового закона речь идет о «социальном сопровождении». Если уж быть совсем точными, то прежним законодательством социальное сопровождение тоже предусматривалось, но собственно в составе социальных услуг. Теперь оно выделено отдельно, и мне кажется, такой подход более полезен с точки зрения комплексности помощи. Социальное сопровождение в интерпретации 442-го- ФЗ предполагает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. В его основе – межведомственное взаимодействие организаций, оказывающих такую помощь. Следует отметить, что мероприятия по социальному сопровождению обязательно отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
Конечно, в период внедрения нового закона возможны какие-то шероховатости, но думаю, они никоим образом не скажутся негативно на тех, кто находится у нас на соцобслуживании.