«РАЗРУШАЮЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ» / ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ/

       Человеку присуще различные эмоции: радость, смех, обида, волнение, уравновешенность, агрессия, тревога, страх и др. Негативные переживания губительно воздействуют на состояние организма человека и приводят к возникновению соматических расстройств и состоянию эмоционального дискомфорта. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие – разрушающими переживаниями.
       Можно выделить пять групп разрушающих переживаний:
1. эмоции тревожного круга: волнение, беспокойство, страх, тревога;
2. эмоции агрессивного круга: обида, раздражение, гнев, ярость;
3. аутоагрессия: чрезмерное чувство вины;
4. эмоции депрессивного круга: глубокое уныние, апатия, тоска, депрессия;
5. сильное огорчение, отчаяние.
Во время стресса значительно снижается возможность сознательной регуляции поведения и происходит регресс, в психотерапии ведется поиск долговременных изменений поведения, мышления или эмоциональной реакции. Для выхода из стресса в первую очередь необходимо совладать с эмоциональной реакцией.
Основоположник теории стресса Г.Селье утверждал, что стресс представляет собой мобилизацию всех защитных сил организма в ответ на тревогу. Стресс дает возможность человеку, находящемуся в опасности, выжить и преодолеть трудности за счет мобилизации дополнительных ресурсов. Стресс- это физиологическая реакция, приводящая к изменению функционированию всех систем организма, в том числе и состояния его тканей. Если защитных ресурсов в организма достаточно для того, чтобы справиться с опасностью, ничего страшного не происходит. Но если силы исчерпаны, ресурсы подходят к концу, в организме могут происходить патологические изменения. Длительное пребывание в этом состоянии приводит к серьезным нарушениям в работе внутренних органов: повышенное артериальное давление, головные боли, язвенная болезнь, гастрит, болезни сердца, нервные расстройства.
В глубоком детстве маленький ребенок научается манипулировать чувствами своих родителей, "демонстрируя" им чувства, которые он реально не испытывает. Например, аутентичный гнев в состоянии фрустрации(не дали конфетку) не помогает ребенку получить родительское признание, он может скрыть истинное чувство и демонстрировать какое-то иное, например, обиду, отказ. Если такая демонстрация приводит к успеху и он получает желаемое, то чувство, с помощью которого этот успех был достигнут, закрепляется как шаблон поведения. Предназначение этого эмоционального поведения не в том, чтобы завершить ситуацию, а в том, чтобы получить внимание от родителя. Позже такое "вымогательства" направляется на манипулирование другими людьми, на получение от них желаемых эмоций и поведения. Поэтому такие чувства называют "рэкетными". Рэкетные чувства , в большинстве случаев, усугубляют реальное положение дел. Поэтому необходимо различать оправданные, помогающие эмоции и ложные, разрушающие.
Первый шаг к управлению эмоциями- признание их наличия.
Второй шаг- изучение ситуаций, их вызывающих. Знание своих реакций позволяет быть подготовленным к появлению эмоций, не дать им застать себя врасплох.
Третий шаг- различение аутентичных и неконструктивных реакций. Оправданные эмоции, такие как разочарование, грусть, сожаление и др, помогают справиться с ситуацией, неоправданные, такие как, депрессия, тревога, ярость, отчаяние, жалость к себе – наоборот мешают.

Мед.психолог МБУЗ «Кореновская ЦРБ» ИВАНОВА С.В.