Пути разрешения потребительских споров при оказании услуг

Урегулирование споров, возникающих между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг (выполнения работ), осуществляется в порядке, предусмотренном Законом «О защите прав потребителей» и Гражданским Кодексом РФ.

Основной формой выражения несогласия с деятельностью исполнителя по поводу выполнения условий заказа, качеством услуги является направление претензии в адрес исполнителя.

Потребитель обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель должен немедленно заявить об этом исполнителю. Недостатки должны быть описаны в акте, либо ином документе, удостоверяющем приемку.

При обнаружении скрытых недостатков, которые не могли быть обнаружены при приемке (при обычном способе), в том числе и умышленно скрытые исполнителем, потребитель обязан известить об этом исполнителя в разумный срок по их обнаружению.

Законом «О защите прав потребителей» установлены сроки выполнения требований потребителя относительно выполняемых работ (оказываемых услуг). Они приводятся в следующей таблице:

Требования потребителя

Сроки

выполнения

Статья Закона РФ «О защите

прав потребителей»

Безвозмездное устранение недостатков

выполненной работы

(оказанной услуги)

Разумный срок,

который

назначает потребитель

Недостатки обнаружены в ходе работы (ст. 30)

20 дней

В случае выявления

существенных недостатков

работы (услуги) по истечении гарантийного срока,

но в пределах срока службы

(п.6 ст. 29)

Соответствующее уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги)

10 дней

п.1 ст. 31

Возмещение понесенных потребителем расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами

10 дней

п. 1 ст.31

Расторжение договора и возмещение убытков в связи с расторжением договора

10 дней

п.1 ст.31

Безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы

Срок для срочного выполнения

Если этот срок не установлен, то срок выполнения первоначальной работы из договора

(п. 2 ст. 31)

Заменить утраченный материал (вещь) аналогичным

3 дня

П.1 ст. 35 при отсутствии аналогичного материала (вещи) исполнитель обязан возместить двукратную цену материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем

и изготовить изделие из аналогичного материала

Разумный срок

П. 1 ст. 35

 

В случае отклонения требований потребителя, изложенных им в претензии, дальнейшее разрешение спора происходит в судебном порядке путем обращения потребителя с соответствующим заявлением в судебные органы.

Защита прав потребителей в судебном порядке

Истец по своему выбору вправе предъявить иск:

     –       по месту жительства или пребывания истца;

     –       по месту заключения или исполнения договора.

Иски о защите прав потребителей не облагаются государственной пошлиной.

Действующее законодательство не всегда требует обязательного соблюдения досудебного претензионного порядка разрешения спора.

Наряду с предъявлением в суд требования о возмещении причиненного нарушением исполнителем имущественного вреда и понесенных убытков потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, если действиями нарушителя ему были причинены физические или нравственные страдания.

Моральный вред компенсируется в денежной форме.  Размер компенсации определяется соглашением сторон, в случае спора – судом.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции контроля и надзора в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, работ, услуг вправе вступить в гражданское дело по иску потребителя по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле либо могут быть привлечены судом к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

По материалам Роспотребнадзора