Противодействие распространению экстремизма в подростковой среде

    Экстремизм- это разжигание расовой, национальной или религиозной вражды, призывы к незаконным насильственным действиям в отношении инакомыслящих, а также к насильственному изменению конституционного строя. Что касается других признаков экстремизма, то с точки зрения международного гуманитарного права их, если говорить простым языком, можно назвать надуманными, ведущими к неправомерному ограничению таких прав человека, как например свобода слова.
Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь, как наиболее чуткая социальная прослойка. Особенно- молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 13 лет, в ту пору, когда идет окончательное становление человека, как самостоятельной личности.
Основные признаки того, что молодой человек/девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:
– его/ее манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;
– резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, приходя к облику определенной субкультуры;
– на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;
– в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант – нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;
– он/она проводит много времени за компьютером и/или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному/вузовскому обучению, художественной литературе/фильмам, компьютерным играм;
– повышенное увлечение вредными привычками;
– резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;
– псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.
Понятное дело, что функция воспитания ребенка и формирования личности должна лежать на школе и на родителях, однако, в нынешние времена, школа от воспитательной функции фактически устранилась, поэтому основную «борьбу за молодежь» надлежит вести все-таки семье. Обязательным условием этой «борьбы» должна быть мягкость и ненавязчивость. Не следует категорически осуждать увлечение молодого человека – такая манера точно натолкнется на протест. Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став таким образом профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются.
Если речь идет об увлечении в стиле «Чемодан-вокзал – далее по списку», то «борьба» должна строиться на многочисленных примерах, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Для России больше всего таких примеров дает Великая Отечественная война – ставшая, кстати, хорошим лекарство против европейского увлечения нацизмом.
Чтоже касается непонятных старшему поколению социокультурных увлечений типа «толкиенистов» или «готов» – то их бояться не надо, к экстремизму эти субкультуры не имеют никакого отношения. Однако необходимо следить за тем, чтобы в определенных местах исповедующий некую субкультуру человек выглядел все-таки так, как предписывает устав организации.
И никогда не надо забывать, что экстремизм – болезнь социальная. Поэтому к ней нужно подходить с инструментом не хирурга, а психолога. Тогда, возможно, удастся если не излечить главного пациента – общество – то хотя бы контролировать течение болезни. Пока же остается только пожелать нам в этом удачи.

Отдел ГО и ЧС