Проблема дезадаптации несовершеннолетних: главное, не упустить…

«Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды и одновременно- результат этого процесса». Нарушения адаптации и проблема социально-психологической дезадаптации является предметом внимания ряда наук. Высока вероятность того, что подросток с трудностями адаптации обратится к приему психоактивных веществ для трансформации своего состояния и получения позитивных переживаний. Социальная дезадаптация проявляется в широком спектре расстройств: не только ранней алкоголизации и наркотизации, но и бродяжничестве, нарушении норм морали, противоправных действиях. Одним из главных признаков социальной дезадаптации является нарушением ведущей деятельности ребенка (игровой, учебной, трудовой), отклонения в поведении носят устойчивый характер.

Социально дезадаптированный ребенок не способен к установлению и поддержанию социальных контактов, обеспечивающих эффективное выполнение ведущей деятельности и развития личности, следствием чего являются частые конфликты в семье и школе (как с учителями, так и со сверстниками); компенсация в виде общения с асоциальными элементами общества.

Одно из главных условий нормального поведения ребенка: если его окружение способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным, то есть отвечающим индивидуальным потребностям и возможностям его развития и адекватной социализации.

В условиях школьного обучения фактором, провоцирующим состояния риска нарушения взаимодействия ребенка со средой (социумом), в большинстве случаев выступают: несоответствие режимной, эмоциональной, когнитивной нагрузки на ребенка его возможностям этой нагрузки соответствовать. Можно выделить 4 группы состояний риска:

  1. академической неуспешности (когда дидактические требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют уровню зрелости психофизиологических, общедеятельностных и интеллектуально-перцептивных функций, обеспечивающих процесс обучения);

  2. социального риска ( когда ребенок защищается от сверхвысокой для него нагрузки, предъявляемой школьными требованиями, на личностном, поведенческом уровне; такая защита может принять форму утраты учебной мотивации, поиска и утверждения себя в различной замещающей учение деятельности, активного или пассивного протеста против непрестижного положения в учебной среде, неизбежно связанного со статусом отстающего ученика);

  3. риска по здоровью (когда дети, внешне или внутренне высоко мотивированные к учебе, не могут себе позволить защититься от чрезмерной для них нагрузки на поведенческом уровне; они принимают ее, работая в режиме сверхнапряжения, в результате чего наступает срыв на уровне одной или нескольких слабых систем организма);

  4. комплексного риска (риск нарушений по двум или сразу по трем перечисленным направлениям).

    Школьная дезаптация -это нарушение обучения ребенка или подростка, нарушение поведения, нарушение контактов и смешанные виды дезаптации.

    Тяжелые формы школьной дезаптации так и иначе приводят к дезаптации социальной, крайними формами которой являются низкий образовательный и профессиональный уровень молодежи, незанятость молодежи, алкоголизм, наркомания, правонарушения, проституция, сверхраннее материнство с отказом от новорожденного и, соответственно, увеличением социального сиротства.

    При социальной дезаптации в подростковом возрасте оказывается разрушенным основное условие позитивной социализации (это такое положение ребенка в микросоциуме, которое дает ему возможность развития познавательных, творческих и духовных задатков) — адекватное профессиональное самоопределение с выбором направления профессионального обучения, соответствующего интересам и способностям подростка, целенаправленным приобретением профессиональных знаний и опыта, определением спектра приложения профессиональных навыков.

    По результатам психолого-психиатрических исследований, проведенных на протяжении последних лет в различных реабилитационных учреждений для подростков с выраженными формами социальной дезаптации можно перечислить факторы, создающие предпосылки для возникновения социальной дезаптации: семейный фактор; школьный фактор; средовой фактор; соматический фактор; психический фактор; возрастной фактор. Любой из перечисленных факторов в изолированном виде никогда не вызовет социальную дезаптацию, в ней, как правило, участвует комплекс факторов.

    Здоровый образ жизни, участие в жизни социума (творчество, спорт и т.д.) соблюдение режима дня, гармония в семье — все это гарантия здоровой адаптации несовершеннолетних.