Потребительский ликбез

1. Потребитель приобрел свежесрезанные цветы и хотел их обменять на другие из-за сильного запаха.

В соответствии с «Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998
N 55 цветы свежесрезанные или горшечные не подлежат возврату и обмену.


2. При покупке товара, расплачиваясь на кассе, кассир отказывается отпускать товар, ссылаясь на отсутствие разменной монеты. Законно ли это?

В соответствии с п.2 ст. 492 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи является публичным договором. В ст. 426 сказано:«Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». Таким образом, согласно данной статье Кодекса продавец не имеет права отказать в продаже товара по причине отсутствия разменной монеты.

3. Может ли продавец отказать покупателю в предоставлении покупателю книги отзывов и предложений?
Нет, не может. В соответствии с пунктом 8 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений,  которая предоставляется покупателю по его требованию. За нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, в том числе, за отсутствие у продавца книги отзывов и предложений предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Что же касается порядка ведения и заполнения указанной книги, то действующим законодательством он   не определен. Каждый потребитель имеет законное право внести в книгу отзывов и предложений запись с благодарностью или претензией в отношении деятельности предприятия торговли и предложениями по ее усовершенствованию.

4. Купила сотовый телефон, вечером телефон стал выключаться. На следующий день обратилась в салон, где мне предложили отправить его на комиссию на 21 день. Правомерны ли их требования?
Срок проведения проверки качества товара законодательно не определен. Однако статьями 21 и 22 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. "О защите прав потребителей" установлены сроки удовлетворения требований потребителя по замене товара ненадлежащего качества (до 20 дней) либо возврату уплаченной за него денежной суммы (в течение 10 дней). В рамках указанных сроков и проводится проверка качества.
За нарушение установленных Законом сроков удовлетворения требований потребителя продавец несет имущественную ответственность в виде уплаты потребителю неустойки (пени) в размере 1% в день цены товара (статья 23 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. "О защите прав потребителей").

5. Правомерно ли возмещение стоимости проведенной проверки качества неисправных технически сложных товаров, в случае если недостатки возникли по вине потребителя или при отсутствии в товаре недостатков?
В Законе РФ №2300-1 от 07.02.1992г. "О защите прав потребителей" не предусмотрена плата за проверку качества товара и возмещения потребителем расходов на ее проведение. Следовательно, организация не вправе возлагать данную обязанность на потребителя.
Кроме того, пунктом 5 статьи 18 вышеназванного Закона закреплено право потребителей принимать участие в проверке качества товара. Данное требование лучше оформлять в письменном виде, для избежания, в дальнейшем, споров об имеющихся в товаре недостатках.