Особенности применения меры пресечения: присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым

Согласно ч. 1 ст. 105 УПК РФ присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения, предусмотренного ст. 102 УПК РФ (не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; иным путем не препятствовать производству по уголовному делу), родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство. В случае невыполнения своих обязательств на них может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ.
Рассматриваемая мера пресечения призвана обеспечить повышенный контроль за поведением несовершеннолетнего со стороны лиц, на которых возложены обязанности, связанные с воспитанием ребенка, а также со стороны других заслуживающих доверия лиц.Для избрания присмотра за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым как меры пресечения необходимо наличие оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, а также учитывать обстоятельства, закрепленные в ст. 99 УПК РФ. Специальным условием избрания данной меры пресечения является недостижение обвиняемым (подозреваемым) на момент производства по делу возраста 18 лет.
Типичными нарушениями при избрании данной меры пресечения являются:
неразъяснение участнику процесса его прав, обязанностей и ответственности либо формальное выполнение этой обязанности;
недостаточное исследование условий проживания и воспитания несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и его взаимоотношений с законными представителями.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство не содержит требований о необходимости получения согласия лица, которому несовершеннолетний отдается под присмотр, и о необходимости согласия самого подозреваемого (обвиняемого) на применение такой меры пресечения. В юридической литературе по данному вопросу высказано несколько точек зрения. Так, по мнению одних авторов, следователь вправе применить эту меру пресечения вопреки желанию указанных лиц, другие авторы указывают на необходимость получения согласия родителей, опекунов, попечителей как на обязательное условие передачи несовершеннолетнего под присмотр. Существует и иная позиция по данной проблеме, согласно которой данная мера пресечения избирается при согласии родителей, опекунов, попечителей и иных лиц. Согласия администрации специализированных детских учреждений не требуется — как при должностном поручительстве, поскольку условия присмотра совпадают с их должностными обязанностями.
Мы придерживаемся тех мнений, согласно которым, целесообразно не только получать письменное согласие от родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, но и учитывать мнение должностных лиц специализированных детских учреждений, в которых находятся несовершеннолетние, поскольку наличие субъективных и объективных причин может не позволить достичь цели применения данной меры пресечения (агрессивность подростка по отношению к работникам данного учреждения, отсутствие надлежащей охраны и т.д.).
В силу неполной дееспособности несовершеннолетнего в УПК РФ отсутствует императивная норма, требующая получения согласия несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на избрание присмотра. Вместе с тем, на наш взгляд, указанная мера пресечения будет более эффективной при наличии согласия самого несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого). Его согласие является важным подтверждением возможности обеспечения надлежащего поведения, его доверия к поручителю.
При применении присмотра за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым следователь или дознаватель должен убедиться, что лица, которым передается несовершеннолетний, обладают хорошей репутацией, оказывают на него положительное воздействие, правильно оценивают содеянное подростком и могут обеспечить его надлежащее поведение.
В этой связи необходимо обратить внимание на наличие сведений, характеризующими вышеуказанных лиц, проверены ли условия их жизни, собрана ли достаточная информация о личности несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого). В противном случае данная мера пресечения будет нецелесообразной и неэффективной.
Избрание в отношении несовершеннолетнего меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, является основанием для проведения с ним индивидуальной профилактической работы.