Охрана труда женщин

Принцип социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять охрану труда и здоровья людей, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.  Сегодня в Российской Федерации в связи с необходимостью создания полноценной системы социальной защиты повышенное внимание уделяется такой особой категории работников, как женщины. 

Институт охраны труда женщин приобретает повышенную социальную значимость. Так, необходимость охраны труда женщин возведена международно-правовыми стандартами в статус общепризнанного принципа. В соответствии со ст. 253 ТК РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Подтверждением тому являются принятые международными организациями труда конвенции, в т. ч.:

  • Конвенция МОТ № 3 об охране материнства (1919 г.);
  • Конвенция МОТ № 4 о труде женщин в ночное время (1919 г.);
  • Конвенция МОТ № 41 (пересмотренная) о труде женщин в ночное время (1934 г.);
  • Конвенция МОТ № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд (1951 г.);
  • Декларация МОТ о равенстве возможностей и обращения в отношении трудящихся женщин (1975 г.);
  • Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) и др.

Однако работодатель наделен правом принять решение о применении труда женщин на работах (в профессиях, должностях), включенных в указанный перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда.