Как объяснять детям сообщения СМИ о трагических событиях?

Терроризм и проявления экстремизма- это часть нашей сегодняшней реальности. Даже если мы сами и наши близкие живут в относительно безопасных регионах, нам приходится задумываться – как наши дети реагируют на информацию, поступающую из СМИ? Как правильно говорить с ними об этом? Конечно, реакция разных детей различается по своей остроте, однако есть общие моменты в том, что дети чувствуют, когда в нашу жизнь врываются сообщения об актах терроризма.

Первая и главная реакция – это страх. Страх за себя, и за своих близких, за тех, кто оказался в непосредственной опасности. Он усугубляется неуверенностью, недостатком информации о происходящих событиях, непониманием происходящего. Если ребенок ранее уже переживал другие потери или травмирующие события, воспоминания о них могут всплыть именно сейчас. Характерно ощущение потери стабильности, что выбивает из колеи. Терроризм нарушает привычный ход событий, разрушает доверие к людям, лишает эмоционального равновесия и чувства безопасности. Растерянность, ощущение беспомощности и гнева – эти чувства могут передаваться от взрослых к ребенку. Гнев – естественная реакция на происходящее. Дети могут испытывать его по отношению как к террористам, так и тем, кого считают виновными в данных событиях. Нужно разрешить им выражать эти чувства, но гнев также может направляться и на тех, с кем дети чувствуют себя в наибольшей безопасности – на близких.
Как говорить с ребенком?– Признавайте чувства ваших детей. Постарайтесь выражать это словами.
– Скажите ребенку: "Испытывать страх за собственную безопасность – это нормально". В то же время постарайтесь убедить его, что принимаются необходимые меры, чтобы обеспечить эту безопасность. Этим занимается правительство, армия, другие органы.
– Дети, особенно младшего возраста, могут испытывать непреодолимый страх, который им трудно выразить словами. Если кому-то из родителей нужно уехать, они могут беспокоиться и за него и за себя- "Что будет со мной, если папа (мама) не вернется? ". Обсудите с ребенком возможные ситуации: кто о нем позаботится, если уедет тот или иной близкий человек, к кому, в случае необходимости, можно обратиться за поддержкой.
– Если мы просто говорим ребенку "Не плачь, все будет в порядке", то тем самым не признаем серьезность его эмоциональных реакций. В то же время, помогая ребенку выразить его чувства, следует высказать надежду, что все наладится.
– Стоит ли подробно обсуждать произошедшее с ребенком? Это зависит от его возраста. Если вы говорите с дошкольником, младшим школьником, ограничьтесь только самыми необходимыми деталями. Подростку, возможно, понадобится подробная информация- не из праздного любопытства, а чтобы он мог ответить на свой же вопрос: "Кто может с этим что-либо поделать? " Старайтесь помочь подростку держаться взвешенных реакций и действий.
Помогайте вашим детям справиться с их страхами:
– Помогите детям убедиться в их личной безопасности. Расскажите, что соответствующими службами предпринимаются меры предосторожности для предотвращения терроризма и актов экстремизма. Например, усиливается охрана аэропортов и мест проведения общественных мероприятий, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров самолетов, есть современные технические средства, обеспечивающие безопасность и т. д.
– Укрепляйте ваши обычные семейные ритуалы, например отхода ко сну (рассказывание сказок, чтение, также помогут мягкие игрушки, любимое одеяло и т. д.). Это повышает у ребенка чувство стабильности и безопасности. Чем меньше ребенок, тем больше времени сейчас нужно проводить с ним. Выделите при этом специальное время (пусть даже небольшое), которое будет посвящено играм или общению только с ним.
– Обычные страхи детей в это время могут усилиться (страх темноты, резких звуков и др.) Ребенок может бояться засыпать один. Посидите рядом несколько ночей дожидаясь, пока сын или дочь заснут. Разрешайте держать включенным неяркий свет. Если дети спали в разных комнатах, они могут захотеть спать вместе, разрешите им это. Постепенно возвращайтесь к обычным порядкам, пока ребенок не почувствует себя снова в безопасности.
– Попробуйте показать детям, что чувство контроля над ситуацией можно приобрести, оказывая поддержку другим людям, предпринимая какие-то действия. Например, послав необходимые вещи, игрушки, письма со словами поддержки тем, кто пострадал. Это можно сделать через соответствующие организации.
– Не позволяйте детям проводить слишком много времени у телевизора в ожидании новостей о случившихся трагических событиях. Направьте их внимание на любимые занятия. Постарайтесь сами меньше времени уделять новостям и больше проводить его с семьей.
– Если вы замечаете у своего ребенка слишком острую или затянувшуюся реакцию на печальные события, воспользуйтесь внешней поддержкой. Например, помощью детского психолога, в случае необходимости – врача.
– Выберите время для себя и постарайтесь разобраться в собственных реакциях на происходящее настолько, насколько это возможно. Это поможет вам лучше понять своего ребенка.