Постинтернатная адаптация лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Тебе, выпускник!

ВЫПУСКНИКИ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

   По статистике, ежегодно в России около 16000 выпускников из числа для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинают самостоятельную жизнь. Из них на Кореновский район ежегодно приходится порядка 15-20 человек.
    Выпускник сталкивается со свободой, которую он так давно ждал. Однако, к сожалению, у большинства подростков, выросших в стенах госучреждений, не сформирована активная жизненная позиция к окружающему миру. Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, организации быта, взаимодействия с широким социумом и многими другими. В большинстве случаев они не готовы к перипетиям жизни и остро нуждаются в поддержке. Этим молодым людям отдел по вопросам семьи и детства муниципального образования Кореновский район всячески оказывает такую поддержку.

В нашем отделе распространены следующие меры сопровождения выпускников:
1. Оказывается социальная и психологическая поддержка:
беседа, разговор, обмен мнениями, дискуссия, наблюдение;
консультирование о возможности получения социальных пособий (многодетным семьям, пособия на детей, пособия по рождению ребенка, материнский капитал, пенсионные пособия и пр.).
2. Защищаются права и интересы выпускников.
3. Оказывается помощь в определении образовательного учреждения, получении образования, специальности.
4. Оказывается содействие в постановке на учет в центр занятости населения; консультирование выпускников по вопросам трудового законодательства.
5. Оказывается содействие в повышении уровня социально-правовой грамотности выпускников:
– информирование и помощь в постановке на льготный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
– информирование о всех льготах, предоставляемых выпускнику государством.
7. Помощь в решение жизненных проблем.
8. Содействие в медицинской помощи:
– организация консультаций у врачей в МБУЗ «Кореновская ЦРБ»;
– направление девушек (в т.ч. будущих мам) в женскую консультацию для осуществления сопровождение материнства, эмоциональной готовности к материнству, развитие готовности матери к общению с ребенком, обучение приемам и средствам обучения ребенка).

    На нашей страничке молодые люди, оставшиеся по разным причинам в детстве без родителей, найдут для себя много полезной информации. Сюда могут зайти не только выпускники детских домов, интернатных учреждений и замещающих семей, но и все желающие, кому небезразлична судьба пусть уже и взрослых, но все-таки сирот. Возможно, и вы сможете помочь им!

Как живешь, выпускник?

   Существует мнение, что у детей-сирот зачастую нет хорошего будущего, нет шансов реализовать себя так, как хотелось бы. Вместо того чтобы стремиться к своей задуманной с детства мечте стать кем-то, ребята неохотно идут учиться туда, куда их направят – в ближайшее училище. А потом запускают, бросают учебу, начинаются неудачи в жизни, неудовлетворенность, зависимость от всех, криминал и т.п.
    На самом деле, есть очень много примеров, когда выпустившиеся из стен детских домов и приемных семей ребята понимают, что жизнь полна возможностей и можно всего добиться, стоит только захотеть! Так, в нашем районе ежегодно порядка 3-5 детей-сирот поступают в высшие учебные заведения на различные факультеты: информационных технологий, юридический, экономический. Другие сначала оканчивают колледж, техникум или училище, после чего идут в ВУЗ. Конечно, многое зависит не только от самого ребенка, но и от руководства детского дома, от того, что смогли заложить в ребенке приемные родители. Сначала нужно раширять кругозор детей, поддерживать любой интерес, а затем может даже помочь сделать первые неуверенные шаги к своей мечте.

Вот пример из жизни уже взрослой женщины, не пожелавшей оставить свое имя (имя изменено), но пожелавшей рассказать историю своей жизни после окончания детского дома.

    «Меня зовут Елена, я бывшая воспитанница детского дома. Хочу поделиться с вами своим жизненным опытом. Я выпустилась из детского дома в 2000 году и за прошедшие годы увидела многое…
    Когда я была в детском доме, жизнь мне казалась совсем другой, не такой, какая она на самом деле, хотя нас многому учили. В училище, куда я пошла учиться после выхода из детского дома, были разные преподаватели и воспитатели, одни относились к нам хорошо, даже с сочувствием, другие мягко сказать плохо. Там же я начала пить пиво. Это была моя ошибка, потому что когда надо было сдавать экзамены, я просто их просыпала, так как ночью «хорошо» погуляла… Так я и не получила свое долгожданное свидетельство. Я получала много наставлений и советов по поводу моей беспечной жизни от старших. Но всего я этого не хотела слышать, считала глупыми нравоучениями и думала, что я уже взрослая, и могу делать все, что мне пожелается.
    Когда я покинула стены училища, жить стало ещё трудней. Нужно было устроиться на работу, чтобы выжить в этом мире, ведь теперь я была полностью предоставлена сама себе. На работу было не так уж легко устроиться, ведь я была без образования. Но я всё-таки устроилась. Начались проблемы с коллективом, потому что когда узнавали, что я из детского дома общение нарушалось. У некоторых появлялось недопонимание, другие жалели.
    Сейчас моя жизни наладилась, я встретила хорошего человека, мы расписались и воспитываем двойняшек. Но во мне до сих пор сидит горечь за бесцельно потраченные годы после выпуска из детского дома. Прислушавшись к мнению наставников, педагогов, воспитателей, органов опеки я бы смогла за эти годы «горы свернуть», но увы…
    Могу лишь сказать – советуйтесь и прислушивайтесь к мнениям взрослых.

Елена.
Кореновский район.  

 

Трудоустройство выпускников интернатных учреждений и замещающих семей или как предупредить возможные трудности и жизненные неурядицы.

   Очень важно, чтобы выпускник правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, возможностям, затем смог успешно устроиться на работу. В Кореновском районе решением трудоустройства занимается Кореновский центр занятости населения, который оказывает помощь только зарегистрированным гражданам на территории района. Граждане, зарегистрированные в других муниципальных образованиях могут обратиться в центры занятости своих муниципалитетов.

Центр занятости должен:
– принять и дать бесплатную консультацию по вопросам возможного трудоустройства и наличия вакантных рабочих мест с учетом профессиональной пригодности;
– провести профориентационную работу с выпускником и профессиональную диагностику с учетом полученного образования и состояния здоровья;
– при необходимости направить на бесплатное обучение с целью получения определенной профессии;
– зарегистрировать в качестве безработного, если ребенку уже исполнилось 16 лет, и он представил все необходимые документы; после регистрации в качестве безработного (если человека по каким-то причинам не могут трудоустроить) государство обязано выплачивать пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившей в регионе;
– направлять на общественные и временные работы;
– предложить самостоятельный поиск работы.

    При трудоустройстве выпускнику необходимо знать, как подготовиться к первому собеседованию, какие документы надо подготовить, какие права и обязанности имеет несовершеннолетний работник, на какие пункты в трудовом договоре нужно обратить особое внимание.

    В отсутствии прописки выпускник может трудоустроиться по найму в любую частную фирму, возможна такая работа, как курьер или разовые поручения с выплатой небольшой суммы без предоставления работы и оформления трудовой книжки, где не требуется профессиональное образование.

Конфликты на рабочем месте.
Выпускники часто бросают работу из-за конфликтной ситуации на работе, которую создают во многом сами. Причины просты:
– не понял, что сказали, не знает, как выполнить требование (не умеет объяснить причину непонимания, боится переспросить, уточнить);
– проспал, боится объяснений, прогуливает, бросает работу;
– заболел, не знает, что нужно обратиться в поликлинику и взять больничный лист;
– не справляется с заданием (сложно!) или монотонные операции вызывают раздражение (надоело!);
– неумение общаться, боязнь услышать в свой адрес недоброжелательные слова, порицание;
– трудно привыкают к новым людям, болезненно переживают свое отличие от других, то, что могут расспрашивать о прошлом, жалеть, что их образ жизни отличается от образа жизни сверстников из семьи;
– не умеют работать самостоятельно (не стремятся реализовать себя в труде);
– низкая трудоспособность, быстрая утомляемость.
При принятии на работу несовершеннолетнего выпускника, работодатель должен строго исполнять правовые нормы и гарантии, на которые имеют право дети-сироты.

 

И многое другое
    К сожалению, многие ребята не имеют возможности получить профессиональное образование по своему выбору, чаще всего выпускников направляют учиться в профучилище. В результате, некоторые либо бросают учебу, либо, получив нежелательную специальность, имеют низкую квалификацию, поэтому не может, да и не хочет работать по этой специальности. Не спешите бросать учебу, вам еще пригодиться это образование. Многие выпускники коррекционных школ-интернатов по окончании одного училища поступают по своему выбору в другое, получают второе профессиональное образование.
    Другая беда, мешающая выпускнику детского дома или школы-интерната начать свою самостоятельную жизнь, – это привычка жить на всем готовом: привык, что ему все обязаны. Просто так, бесплатно… Не удивляйтесь и не возмущайтесь, когда во взрослой жизни от вас начнут «много» требовать. Это нормально.
    И еще: за порогом интернатного учреждения выпускника ожидает практически безграничная, внезапная и в то же время долгожданная свобода. К сожалению, многие выпускники забрасывают учебу. Сомнительные компании, пьянки, гулянки… А между тем, именно от того как вы сейчас распорядитесь своей свободой, какие у вас интересы, кто вас сегодня окружает напрямую зависит каким будет ваша жизнь уже через 5 лет.
   Не повторяйте чужих ошибок!

Использовались материалы с проекта «Разработка системы социально-профессиональной адаптации выпускников при первичном трудоустройстве»
Г. В. Семья, Н. П. Слугиной, с сайтов http://www.usynovite.ru/ ; http://belinternat.org/