Зональный семинар на тему: Совершенствование краевого законодательства о местном самоуправлении» г. Тихорецк 10 июня 2014 года

Уважаемый президиум! Уважаемые коллеги!

Одиннадцать лет назад с принятием 131-го федерального Закона начался новый этап развития местного самоуправления. В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин обозначил задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, финансово состоятельной власти на местах, чтобы любой гражданин, как говорят, мог «дотянуться до нее рукой».

Сегодня мы должны вместе, путем диалога, обсудить все нюансы преобразований – все за и против! Уже к концу года итогом такого диалога должен стать закон об организации местного самоуправления в Краснодарском крае.

Возможность, данная регионам распределять между муниципалитетами и поселениями вопросы местного значения, считаю правильной, поскольку только регионы с муниципалитетами совместно могут найти оптимальные варианты.

Двух одинаковых поселений в Кореновском районе не найти, как и не найти двух одинаковых муниципалитетов в Краснодарском крае. Определяя модель организации местной власти, надо учитывать особенности наших поселений, менталитет населения, и, конечно, нужно слышать жителей конкретных территорий.

На территории Кореновского района находятся 10 поселений: 1 городское и 9 сельских. Такие поселения как
Платнировское — с бюджетом около 24 млн. рублей, с численностью 14 тыс. человек;
Новоберезанское– 17 млн. рублей, с численностью 7 тыс. человек.

и малочисленные поселения:
Пролетарское — с бюджетом 8 млн. рублей, с численностью 3 тыс. человек;
Бураковское – 7 млн. рублей, с численностью 2 тыс. человек.

За последние годы между администрацией района и поселениями заключены соглашения о передаче полномочий в район:
1). По созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб;
2). Полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно — счетной палатой.

Передача полномочий осуществлена в тех сферах, в которых поселения не обладают в достаточной мере кадровыми и финансовыми возможностями для решения вопросов местного значения.

При перераспределении полномочий между органами местного самоуправления должны учитываться объемы и характер конкретной задачи, а также требования эффективности и экономики, т. е. сокращение управленческих расходов, экономия бюджетных средств и как следствие возможность направить их на решение жизненно важных вопросов отдельного поселения.

К ведению поселения необходимо отнести вопросы, которые затрагивают только данное поселение и наиболее эффективно могут быть решены именно на этом уровне. Это дорожная, библиотечная деятельность, сохранение культурного наследия, создание условий для массового отдыха жителей поселения, ритуальные услуги, выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, разрешений на строительство, в целях оперативного исполнения – полномочия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Законопроект также предполагает два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. По итогам выборов из «районных представителей» и будет сформирован общегородской парламент. Члены этого общегородского парламента затем должны выбрать председателя, который и станет главой городского округа. Главу же местной администрации назначат по конкурсу.

За двадцать лет наша страна прошла большой путь в своём развитии. И сегодня мы имеем другую Россию. Гражданское общество стало взрослее и организованнее. Оно начинает отстаивать свои права и свободы. В этой связи следует понимать, какие требования надо закладывать в реформы местного самоуправления. Предлагать отмену выборов на местном уровне – плохая идея и она будет отторгнута в обществе. Это лишает избирателей права непосредственно избирать своих представителей в органы местного самоуправления – нарушается принцип прямой демократии.

Пост сити-менеджера был введен в российскую законодательную практику в 2003 году. Эксперты в начале нулевых годов говорили, что у наемного чиновника нет ответственности перед населением, конкурсный отбор проходят не всегда эффективные руководители, а расходы на их содержание не всегда целесообразны. И как показывает опыт крупных городов, они были правы.

Считаю, что существующая сегодня практика формирования органов местного самоуправления в Краснодарском крае, полностью апробирована, и себя оправдала.

Важно, чтобы сейчас Законодательное Собрание Краснодарского края услышали нас, спешка в таком важном вопросе не нужна. Мне кажется, что сегодня местное самоуправление, в первую очередь, ждет укрепления финансовых основ.

Спасибо!