Потребительский ликбез

Что делать, если цена на ценнике не совпадает с ценой в чеке?
Каждый из нас ежедневно становится потребителем товаров и услуг. Очень часто потребитель сталкивается с ситуацией, когда цена товара на ценнике и в чеке отличается. Такое нарушение распространено в крупных магазинах и супермаркетах, где покупатели приобретают большое количество товаров.
В соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе сведения о цене и условия приобретения товара.
Так, на основании ст. 494 Гражданского кодекса Российской Федерации, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи. Таким образом, продавец обязан продать товар по цене, указанной на ценнике. Даже если покупка совершена и пробит чек, покупателю должны вернуть разницу.
В случае, если Вы столкнулись с таким нарушением, и продавец отказывается вам вернуть разницу реальной стоимости товара и цены, указанной на ценнике, то необходимо объяснить проблему администратору или руководителю магазина. Часто магазины удовлетворяют требования покупателя, и конфликт бывает исчерпан. Если мирный исход ситуации невозможен, и представители магазина отказываются продать товар по стоимости, указанной в ценнике, потребитель имеет право изложить свои претензии в Книге отзывов и предложений.
Обязательно сохраните чек и сфотографируйте ценник, забирать его нельзя. Администрация магазина обязана рассмотреть вашу запись и направить вам ответ о принятых мерах.

Об отсутствии разменных монет в кассе
В территориальный отдел Роспотребнадзора нередко поступают жалобы потребителей на продавцов, отказывающихся принять оплату в виде крупных купюр, ссылаясь на отсутствие сдачи. В этой связи поясняем:
В соответствии с пунктом 3.8.1. «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином РФ 30.08.1993 г. № 104, индивидуальный предприниматель, директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями.
В случае отсутствия размена монеты покупатель может потребовать Книгу отзывов и предложений и описать в ней происшедшее.
Отказ принять оплату в виде любой купюры означает отказ от продажи товара, а это нарушение прав потребителя, так как договор купли-продажи является публичным договором. К такому договору применяются правила, установленные частью 3 статьи 426 ГК РФ. «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». То есть, если в магазине не берут деньги покупателя из-за отсутствия размена, то это может означать фактический отказ продать товар.
Законодательством не предусмотрено право продавца, торгующего в розницу, отказать покупателю в передаче покупки только потому, что у продавца отсутствует сдача. Следовательно, продавец должен принять деньги в оплату товара, выдать товар и произвести с покупателем расчет (выдать сдачу).

Что делать, когда не принимают денежные купюры с дефектами?
Загрязнение, износ, надрыв, потертости, отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов, отсутствие углов или краев – вот лишь некоторые из возможных дефектов, которые могут быть на денежных купюрах. Иногда такие поврежденные денежные купюры попадают потребителю в кошелек от продавцов (исполнителей), однако когда потребители пытаются расплатиться денежными купюрами с дефектами, принимать их продавцы (исполнители) отказываются.
Основной документ, который регулирует отношения между продавцом (исполнителем) и потребителем, – Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Применяется указанный закон, в том числе, и при приеме денежных средств у потребителей. Поэтому продавец (исполнитель), который отказывается принять платежеспособные деньги (например, ссылаясь на ветхость купюры), нарушает права потребителя.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» – продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Согласно указаниям Банка России от 26 декабря 2006 года № 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» платежеспособными являются банкноты и монета Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или имеющие повреждения следующего характера:
– банкноты Банка России: загрязненные, изношенные, надорванные; имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов; утратившие углы, края;
– монета Банка России, имеющая мелкие механические повреждения.
В случае наличия более сильных дефектов расплатиться такой банкнотой/монетой нельзя. Однако в банке есть возможность обменять повреждённую купюру/монету на новую.
Подлежат обмену по номиналу банкноты Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, не содержащие признаков подделки, но имеющие повреждения следующего характера:
– утратившие значительный фрагмент, но сохранившие не менее 55 процентов от первоначальной площади (в том числе обожженные, подвергнутые воздействию агрессивных сред, обугленные и истлевшие);
– склеенные из фрагментов (без учета количества фрагментов), если один фрагмент или несколько фрагментов, безусловно принадлежащих одной банкноте Банка России, занимают не менее 55 процентов от первоначальной площади банкноты Банка России;
– составленные из двух фрагментов, принадлежащих разным банкнотам Банка России одного номинала, если каждый фрагмент отличается от соседнего по графическому оформлению и занимает не менее 50 процентов от первоначальной площади банкноты Банка России;
– изменившие окраску и свечение в ультрафиолетовых лучах, если на них отчетливо просматриваются изображения (за исключением банкнот Банка России, окрашенных красящими веществами, предназначенными для предотвращения хищения банкнот Банка России при их перевозке и хранении);
– имеющие брак изготовителей.
Подлежит обмену по номиналу монета Банка России, имеющая силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, не содержащая признаков подделки, но имеющая повреждения следующего характера:
– имеющая повреждения первоначальной формы (погнутая, сплющенная, надпиленная, имеющая отверстия и следы удаления металла), имеющая следы воздействия высоких температур и агрессивных сред (оплавленная, травленая, изменившая цвет), которые не препятствуют однозначной идентификации номинала и принадлежности к монете Банка России, сохранившая не менее 75 процентов от первоначальной массы монеты Банка России;
– имеющая брак изготовителей.