Потребительский ликбез: часто задаваемые вопросы

 Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Выселковском, Усть-Лабинском, Кореновском, Динском районах предлагает шесть часто задаваемых вопросов на тему потребительской грамотности.

 

Магазины обязали принимать банковские карты

     В связи с принятием Федерального закона № 112-ФЗ от 5 мая 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в Законе РФ «О защите прав потребителей» появилась новая ст. 16.1: о форме и порядке оплаты товаров. В соответствии с данной нормой принимать банковские карты для расчетов должны все продавцы, за исключением тех, которые относятся к микропредприятиям.  Это организации, чья годовая выручка или балансовая стоимость активов не превышает 60 млн. руб. (постановление Правительства от 22 июля 2013 года № 556). Одновременно вводится запрет на установление разных цен в зависимости от формы оплаты (наличной или безналичной). Новая статья определяет также момент исполнения потребителем обязанности оплатить товар. При безналичном расчете оплата считается произведенной, когда списание средств подтверждено банком покупателя. Поправки начали действовать в мае 2014 года, однако меры административного воздействия за отсутствие возможности расплатиться банковской картой будут применяться, начиная с 2015 года.

 

На заметку потребителю при приобретении товара

      В адрес Территориального отдела Роспотребнадзора поступают жалобы от потребителей на то, что при покупке товара продавец ввёл потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств товара, а так же на то, что товаром пользоваться неудобно (например очень мелкая клавиатура в мобильном телефоне, динамик не достаточно громкий и т.д.). Обращаем внимание потребителя на то, что при продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле, что регламентируется п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55. В связи с чем, рекомендуем потребителям основывать свой выбор не только на устной консультации продавца, но и ознакомиться с документами на товар (инструкцией по эксплуатации, например), а также самостоятельно в присутствии  продавца проверить интересующие основные функции товара до заключения договора купли-продажи.

 

В какие сроки после приобретения товара продавцы вправе настаивать на проведении экспертизы? И как долго может длиться это мероприятие?

      На практике магазины могут затягивать выполнение законных требований покупателей, ссылаясь именно на ожидание результатов экспертизы. При этом представители торговли нередко утверждают, что конкретных сроков проведения экспертизы закон не оговаривает. Либо – в лучшем случае – заявляют, что на данное мероприятие правила отводят 20 дней. На самом деле оба эти утверждения – нарушение прав потребителей.
Экспертиза товара проводится в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя (п.5 статьи 18 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. "О защите прав потребителей". Далее – Закон). Сами эти сроки предусмотрены в статьях 20, 21 и 22 Закона. Например: если вы хотите сдать дефектный товар и получить назад уплаченные деньги, а продавец настаивает на проведении экспертизы, то на все про все магазину отводится максимум 10 дней (статья 22 Закона). Если вы решили обменять бракованный товар на качественный, то даже с учетом проведения экспертизы срок выполнения вашего требования не должен превышать 20 дней (статья 21 закона).
Если продавец затягивает выполнение требования покупателя, в том числе, когда экспертиза длится бесконечно, применяются финансовые санкции. А именно: магазин обязан выплачивать покупателю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки (статья 23 Закона).

 

Чем отличается проверка качества товара от экспертизы?

      Проверку качества товара осуществляет продавец или уполномоченная продавцом организация (как правило, сервисный центр). Результатом проверки качества товара является акт. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация, индивидуальный предприниматель, импортер) обязаны провести экспертизу товара за свой счет (в период гарантийного срока). Экспертиза проводится специалистами, незаинтересованными в результатах рассмотрения дела. Поэтому сервисный центр, не может проводить экспертизу, т.к. он уполномочен заводом-изготовителем на ремонт телефонов, а это значит, что он заинтересованное лицо. Результатом экспертного исследования является экспертное заключение. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

 

В каком случае продавец обязан предоставить потребителю аналогичный товар? 

      В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны, при предъявлении потребителем указанного требования, в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.

 

Как должен поступить продавец при получении претензии?

      В случае обнаружения потребителем недостатков в товаре, в течение гарантийного срока, Закон о Защите прав потребителей обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества и провести проверку качества товара,  в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести независимую экспертизу за свой счет, при которой потребитель вправе присутствовать и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.