Покупатель практически всегда прав

Ликбез для потребителя

Вопрос: Я приобрела в магазине колбасу. Дома, попробовав ее, мне не понравились ее вкусовые качества. Могу ли я поменять эту колбасу или вернуть за нее деньги?
Ответ: Ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г. предусматривает возможность обмена лишь Непродовольственных товаров надлежащего качества. Вам придется доедать не понравившуюся колбасу.

Вопрос: В магазине увидела объявление: «Уцененный товар обмену и возврату не подлежит». Законно ли это?
Ответ: Это не законно. Ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г. устанавливает: потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
-безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом,
-соразмерного уменьшения покупной цены,
-замены товара,
-расторжения договора купли-продажи и возврата денег.

Вопрос: Мне подарили фритюрницу. Она мне не понравилась по функциональности и цвету. Я поехала ее сдать, чтобы получить деньги, 14 дней еще не истекли. Но в магазине мне отказали. Кто прав?
Ответ: Согласно п.6 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации данный товар не подлежит обмену и возврату.

Вопрос: Случайно задела в магазине вазу и она разбилась. Обязана ли я заплатить за испорченный товар?
Ответ: Если Вы случайно повредили принадлежащий магазину товар, и это произошло до момента его оплаты, то сотрудники магазина не вправе требовать у Вас оплаты случайно испорченного товара. Порча принадлежащего магазину товара до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения.
Риск случайной гибели имущества или случайного его повреждения, согласно ст.211 Гражданского кодекса РФ, несет магазин, если иное не предусмотрено договором. В данном случае до оплаты товара в кассе собственником является магазин.

Вопрос: Что делать, если у продавца нет сдачи на кассе?
Ответ: Отказ продавца принять оплату в виде любой денежной купюры означает отказ от заключения договора купли-продажи, который по Гражданскому кодексу Российской Федерации приравнивается к публичному договору. Отказ продавца от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю требуемые товары или услуги не допустим.
Продавец обязан иметь сдачу в любое время работы магазина, в том количестве, которое необходимо для расчета с покупателями. Согласно письму Минфина России от 30.08.93г. №104 «О правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» руководство магазина отвечает за то, чтобы обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами в количестве, необходимом для расчетов с покупателями.

Вопрос: Что делать если цены на ценнике не соответствуют ценам на кассе?
Ответ: Обычно кассиры объясняют несоответствие цены на ценнике и на кассе тем, что это новый товар и товаровед якобы не успел поменять ценники в зале, а в компьютере кассы уже внесена новая стоимость товара.
Продавец нарушает ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г, которая обязывает продавца своевременно предоставлять всю необходимую и достоверную информацию о товарах.
Также магазином нарушаются «Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные Постановлением Правительства №55 от 19.01.1998г.. Согласно п.19 Правил, продавец обязан оформить ценники на весь товар, в которых указывается наименование товара, сорт, цена, дата составления ценника, подпись или печать материально-ответственного лица.
Никакие объяснения о забывчивости поменять ценники не могут стать основанием для покупки товара по завышенной цене.
Если кассир уже пробил чек, деньги уплачены, а Вы обнаружили, что истратили больше, требуйте возврата излишне уплаченной суммы.

Вопрос: Как должен быть оформлен уголок потребителя?
Ответ: В уголке потребителя должны присутствовать:
-копия свидетельства о государственной регистрации организации,
-копия лицензии на виды деятельности, осуществляемые организацией,
-нормативные акты о правилах реализации отдельных видов продукции,
-координаты организаций по защите прав потребителей,
-книга жалоб и предложений,
-перечень категорий граждан, обладающих правом внеочередного обслуживания.
Правильное размещение «Уголка потребителя» не менее важно, чем его оформление. Нужно выбрать общедоступное место, чтобы у покупателя не возникло проблем с получением информации до совершения покупки или заключения договора об оказании услуг.

Вопрос: Купил шкаф, в магазине его собрали, хотя сборку я не заказывал. При этом продавец потребовал оплатить услугу сборки в размере 500 рублей. Законно ли это?
Ответ: Согласно п.3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г. продавец не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг).

Главный специалист-эксперт
ТО У Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском районах Л.А. Сизоненко