Организация детского отдыха

В преддверии лета родители планируют организацию детского отдыха. Отдых детей и их оздоровление включает в себя совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Одним из самых распространённых видов отдыха для детей является отдых в  загородных оздоровительных лагерях. Летние оздоровительные  учреждения оказывают на возмездной основе комплекс услуг, включающих в себя услуги по размещению, проживанию, питанию, медицинское обслуживание, организация досуга, занятия физкультурой и спортом и др.

Согласно действующему законодательству летние оздоровительные учреждения  при оказании услуг детского отдыха обязаны соблюдать требования Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ФЗ от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,  СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»,  рекомендует исполнять требования соответствующих ГОСТов, в т.ч. ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления».                                                     

При выборе детского лагеря для своего ребенка родителям необходимо получить максимальное количество информации о лагере и предоставляемых им услугах, которая   должна обеспечивать возможность правильного выбора предоставляемых услуг и соответствовать обязательным  требованиям законодательства  о защите прав потребителей.  В  частности информацию:

– о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг (в т.ч. о правилах внутреннего распорядка, о правилах посещения детей родителями в период пребывания в лагере, о медицинском обслуживании);

-о номере лицензии и сроках ее действия, а также информация об органе, выдавшем лицензию (на медицинскую деятельность действующего в лагере медицинского кабинета; на образовательную деятельность при осуществлении образовательной деятельности);

– о стоимости путевки и условиях приобретения услуг (в т.ч. о стоимости дополнительных услуг, о порядке их  оплаты);
– о порядке доставки и отправки детей обратно (трансфер);

-об  условиях размещения и проживания, питания ребенка,  о программе пребывания, услугах (бесплатных и за дополнительную плату), которые предоставляет лагерь, в т.ч. по организации досуга;

– об исполнителях услуг (в т.ч. местонахождение и наименование,  о месте нахождении лагеря, контактных телефонах), с которыми заключены договоры на оказание медицинских услуг, образовательных услуг, страхования и т.д.;

– о правах и обязанностях сторон;

 – об условиях и порядке расторжения договора, в том числе о порядке отказа от исполнения договора на оказание услуг, возмещения убытков, причинённых потребителю вследствие некачественно оказанных услуг;

– об иных сведениях, характеризующих объем и номенклатуру услуг по путевке;

 

При приобретении путевки в детский лагерь родителям необходимо внимательно ознакомиться с условиями договора. Реализация путевок осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме. Договор в обязательном порядке должен содержать сведения о заказчике (один из родителей ребенка) и данные о самом ребенке, который будет пребывать в лагере и вышеназванную информацию.

В случае оказания исполнителем услуг ненадлежащего качества потребитель  имеет право не только на компенсацию морального вреда, но и вправе по своему выбору потребовать:

 безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, или соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, или возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами, а также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

При возникновении вопросов связанных с организацией детского отдыха, а также  по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей можно обращаться в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Выселковском, Усть-Лабинском, Кореновском, Динском районах.

  1. Услуги детского отдыха

Вопросы оздоровления детей – одно из приоритетных направлений деятельности правового государства, успешность оздоровительной кампании зависит от многих моментов, особенно от хорошей подготовки самих оздоровительных учреждений, и от качества подготовки персонала, которому предстоит работать с детьми.

Услуги детского отдыха предоставляются как государственными организациями, так и частными предприятиями, причем на коммерческой основе или без таковой. Некоммерческий сектор представлен федеральными и муниципальными органами, их деятельность осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также иных средств (помощь родителей, благотворительных организаций). Коммерческую сферу детского отдыха составляют детские оздоровительные учреждения различного типа, базы отдыха, туристические базы, туристические фирмы, организующие поездки.

В настоящее время для отдыха детей существует огромное количество разнообразных детских оздоровительных учреждений.

Так, по времени деятельности лагеря подразделяются на:

круглогодичные – работают в течение круглого года,

сезонные – работают во время каникул,

лагеря выходного дня,

с дневным пребыванием детей.

По месту проживания детские лагеря бывают:

  • стационарные – расположенные на одном и том же месте, в капитальных строениях-корпусах,

  • палаточные – могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток, типы палаточных лагерей (оборонно-спортивные, спортивно-оздоровительные, туристско-краеведческие и другие) с проживанием детей и подростков в палатках, виды палаточных лагерей:

  • стационарный (непередвижной) – не меняющий место дислокации во время смены;

  • передвижной – меняющий место расположения на протяжении одной смены.

  • выездные – лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены – одно и то же, или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отели или базы отдыха) в разных местах.

По содержанию программы пребывания детские лагеря бывают:

  • общеоздоровительные

  • лечебно-коррекционные, санаторные

  • спортивные, оборонно-спортивные

  • лагеря труда и отдыха

  • культурно-образовательные (экологические, археологические, языковые, художественные, с психологическими тренингами и т.п)

  • специализированные (для трудных подростков, для детей с отклонениями в психическом развитии и т.п.)

Не смотря на то, какой лагерь вместе со своим ребенком Вы выберете для отдыха, помните, что организация детского отдыха – это услуга, которая должна отвечать требованиям Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления». И не важно, где приобретается путевка – в самом детском учреждении или в туристической фирме – при выборе детского лагеря для своего ребенка родителям необходимо получить максимальное количество информации о лагере и предоставляемых им услугах.

Помимо стоимости путевки потребителю должны быть предоставлены сведения: об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) исполнителя (в том числе, о месте нахождении лагеря, контактных телефонах), об исполнителях услуг, с которыми заключены договоры на оказание медицинских услуг, образовательных услуг, страхования и т.д.), о всех имеющихся лицензиях и сроках их действия, об условиях размещения, проживания, питания. Данная информация в обязательном порядке должна быть доведена до заказчика услуг в соответствии с требованиями законодательства (ст.8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Согласно п. 6.4 ГОСТ Р 52887-2007 “Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления” (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 565-ст) учреждения отдыха и оздоровления должны предоставлять родителям (законным представителям) и детям полную и своевременную информацию об их обязанностях, правах, условиях пребывания детей в учреждениях и о предоставляемых детям услугах в период отдыха (медицинских, образовательных и т.д.)

Более того, в соответствии со ст.10 Федерального закона от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация путевок осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме. Помимо вышеуказанной информации договором должны быть предусмотрены такие обязательные условия, как сведения о самом ребенке, пребывающем в лагере, информация о порядке доставки детей до лагеря и обратно; о программе пребывания; об услугах (бесплатных и за дополнительную плату), которые предоставляет лагерь; условия и порядок расторжения договора, в том числе о порядке отказа от исполнения договора на оказание услуг; сведения о порядке и сроках предъявления претензий к исполнителю в случае нарушения им условий договора. Условия внимательно должны быть прочитаны и понятны потребителю.

Помните, что на основании ст.782 ГК РФ, и ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Никаких штрафов и неустоек за досрочное расторжение договора в данном случае законодательством не предусмотрено!

   В случае некачественно оказанных услуг потребитель вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

Помимо этого, согласно положениям п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребители имеют право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для их жизни и здоровья.

Вред, причиненный жизни, здоровью ребенка или его имуществу вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме (ст.14 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

При нарушении исполнителем услуг прав потребителя, последний имеет право на компенсацию морального вреда в порядке ст. ст. 151, 1099-1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Если качество предоставленных во время детского отдыха услуг оказалось ниже указанного в договоре уровня, потребитель имеет право предъявить претензию не позднее 20 дней с момента окончания действия договора. Указанные в претензии требования подлежат удовлетворению в течение 10 дней. При отказе в удовлетворении требований в добровольном порядке потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением, и требовать, как возмещения причиненного вреда, так и компенсации морального вреда.

При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных законодательством, которые не были удовлетворены в добровольном порядке исполнителем, суд взыскивает с ответчика штраф в размере 50-ти % от цены иска.