МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

   Миллионы людей ежедневно пользуются мобильными телефонами, которые становятся непременным атрибутом современного человека: каждый четвертый россиянин сегодня является пользователем системы сотовой связи. Хотя бы один мобильный телефон есть в каждой семье. В нашей жизни мобильный телефон стал необходимым предметом.
    На потребительском рынке мобильные телефоны пользуются постоянным спросом. При всем богатстве выбора и возможностей, предоставляемых сотовыми операторами, проблема выбора телефона стоит как никогда остро.
    В последнее время при покупке мобильных телефонов потребителя обманывают все чаще и чаще. Ответы на вопросы, поступившие в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском районах помогут Вам не попасться на удочку ловких продавцов – мошенников.
    Основной вопрос, где покупать?
   Можно купить телефон непосредственно в офисе продаж компании оператора сотовой связи, а можно купить его у одного из дилеров в небольшом магазинчике рядом с домом. В обоих случаях цена на аппарат, скорее всего, будет одинаковой. Вероятность всевозможных проблем при покупке и гарантийном обслуживании телефонов в этих случаях снижается на порядок. Но существуют и другие варианты, когда Вы находите в Internet объявление о продаже нужного аппарата или Вам предлагают приобрести телефон на рынке по цене значительно меньшей, чем в – первых двух случаях. Здесь мы можем говорить о телефонах, ввезенных в нашу страну из всевозможных уголков мира и, как правило, не прошедших таможню.   Конечно, ни о каких гарантиях здесь говорить нельзя.
Какую информацию обязан предоставить продавец потребителю при продаже мобильных телефонов?
  Продавец обязан полно и достоверно проинформировать покупателя о выбранном им телефоне. Это во многом обеспечит возможность правильного выбора. Продавец должен сообщить:
– о наименовании и цене телефона,
-о его изготовителе (наименование и местонахождение (юридический адрес),
-информацию об импортере,
-сведения об организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателя и производящей ремонт, техническое обслуживание мобильного телефона,
-о правилах и условиях эффективного и безопасного использования.
Особое внимание следует обратить на данные о гарантийном сроке на обслуживание аппарата.
Каким образом может предоставляться данная информация?
Информация предоставляется в технической документации, прилагаемой к телефону, на потребительской упаковке или иным доступным способом.
Какие обязанности есть у продавца мобильных телефонов?
   При передаче оплаченного товара вместе с товарным и кассовым чеком покупателю передается гарантийный талон с указанием даты и места продажи, срока действия гарантии. Проверяется комплектность потребительской упаковки. По требованию покупателя продавец должен ознакомить его с устройством и принципом работы телефона.
Я купил некачественный телефон. Каковы мои действия?
   Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, в течение гарантийного срока вправе по своему усмотрению на основании ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г. потребовать следующее:
-безвозмездное устранение недостатка в работе телефона или возмещение расходов на его исправление потребителем,
-соразмерное уменьшение покупной цены телефона,
-замена на телефон аналогичной модели,
-замена на телефон другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены,
-расторжение договора купли-продажи.
   Потребитель должен составить письменную претензию в 2-х экземплярах, один экземпляр вручается продавцу под роспись с указанием даты вручения, второй экземпляр остается у потребителя.
   Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и провести проверку качества телефона. Потребитель имеет право участвовать в проведении проверки качества. Продолжительность проверки качества товара 20 дней.
   В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу телефона за свой счет. В случае несогласия с ее результатами потребитель может оспорить заключение экспертизы в суде.
   Если в результате экспертизы установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
   В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок истек или не был установлен (на телефоны бывшие в употреблении), бремя доказывания, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю ложится на потребителя.
Имеются ли особенности продажи телефонов бывших в употреблении?
   Если приобретаемый мобильный телефон был в употреблении или в нем устранялся недостаток, продавец должен предупредить покупателя об этом не только в устной, но и в письменной форме с указанием данной информации на товарном ярлыке. При покупке мобильного телефона, бывшего в употреблении, покупателю передаются (при наличии у продавца) соответствующие технические документы (инструкция по эксплуатации, а также гарантийный талон на телефон, подтверждающий право покупателя на использование оставшегося гарантийного срока).
   Покупатель, которому продан бывший в употреблении телефон ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить требования, которые предъявляются при покупке нового телефона ненадлежащего качества.
    Телефон, находящийся на гарантии, сдан в ремонт. Выдана квитанция, на которой стоит срок окончания ремонта через 45 дней после сдачи. В указанный срок телефон не был отремонтирован. Какие права я имею в данной ситуации?
   Учитывая, что срок ремонта телефона превысил установленный срок ремонта (45 дней), Вы вправе отказаться от телефона и заявить продавцу требование о возврате денег за телефон.
    Телефон, находящийся на гарантии, сдан в ремонт. Слышал, что есть закон, по которому могу потребовать предоставления мне другого телефона на время ремонта. Кто мне его должен предоставить, должен ли быть это новый товар или б/у, кто будет виноват, если выданный на время аппарат выйдет из строя?
   Требование о предоставлении другого телефона на время ремонта предъявляется продавцу в письменном виде. Продавец обязан в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонт другой телефон. Если предоставленный товар выйдет из строя в результате вашего неправильного с ним обращения (эксплуатации), то за возникшие дефекты будете отвечать вы, а если в результате производственных недостатков – продавец. Что касается того, какой товар должен предоставляться – новый или б/у, законом не предусмотрено.
Телефон то и дело ломается. Могу ли я вернуть телефон продавцу и потребовать возврата денег?
   Если вы не можете пользоваться телефоном более 30 дней в течение одного гарантийного срока, вследствие его неоднократного ремонта, по закону вы имеете право вернуть телефон продавцу и получить деньги.
Можно ли вернуть исправный телефон продавцу в течение 14 дней?
   Руководствуясь п.11 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденного Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998г. продавец вправе вам отказать в возврате исправного телефона.
    Кроме того, следует помнить, что мобильный телефон это весьма небезопасная «игрушка» которой обзавелись и пенсионеры, и безработные, и даже дети, которым он просто-напросто противопоказан. Мобильные телефоны являются источниками электромагнитного излучения ультравысокого диапазона. Чтобы уберечь себя и близких от вредного воздействия мобильных телефонов следует запомнить простые правила:
-не пользуйтесь мобильными телефонами без необходимости,
-разговаривайте непрерывно не более 3-4 минут,
-не допускайте, чтобы мобильными телефонами пользовались маленькие дети,
-не кладите мобильный телефон возле изголовья кровати на ночь. Мобильный телефон ночью не «спит», а постоянно, даже в состоянии ожидания вызова, работает в пульсирующем режиме,
-во время разговора не стоит сильно прижимать телефон к уху,
-при передвижении в автомобиле лучше использовать гарнитуру. Во-первых, вам не придется занимать руку телефоном, а во-вторых, вы снизите неблагоприятное воздействие.
    Соблюдение элементарных правил при пользовании мобильным телефоном пойдет вам только на пользу. Всемирная организация здравоохранения признала проблему электромагнитного загрязнения среды обитания человека наиважнейшей среди других экологических проблем. Человек сам, того не подозревая, ежедневно подвергается воздействию самых разных излучений, поэтому не стоит усугублять ситуацию собственным мобильным телефоном.

Ведущий специалист-эксперт ТО У Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском районах Л.А.Сизоненко