Куда пойти лечится? Права потребителя при оказании платных медицинских услуг населению

    В общей системе правоотношений в сфере услуг правоотношения по оказанию медицинских услуг занимают особое место. Это обусловлено общим ухудшением здоровья населения и неудовлетворенностью пациентов качеством бесплатной медицинской помощи. Законодательство о правах потребителей в сфере оказания медицинских услуг опирается на конституционные нормы. Право человека на охрану здоровья в Конституции РФ обеспечивается целой системой гарантий, в которой самой значимой является гарантия качественной, доступной и бесплатной медицинской помощи. Объем бесплатной медицинской помощи не всегда удовлетворяет необходимые потребности по поддержанию здоровья, поэтому медицинская помощь может быть получена за плату. Платная медицинская помощь, будучи дополнительной по отношению к бесплатной, именуется платными медицинскими услугами.
    Права потребителей в сфере медицинских услуг закреплены в Законе РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей», Правилах «О предоставлении платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» № 27 от 13.01.1996г.
    Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. При предоставлении платных медицинских услуг населению медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
   Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
    Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин. При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.
   Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:
-оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги,
-выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.
   В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
   Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством РФ.
    При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
-назначить новый срок оказания услуги;
-потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
-потребовать исполнения услуги другим специалистом;
-расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
    Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом РФ "О защите прав потребителей" или договором. По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.
     При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе требовать по своему выбору:
– безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
– соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
– возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
     Претензии и ссоры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в досудебном порядке в соответствии с законодательством РФ. В случае обнаружения недостатков оказанной услуги, либо в случае нарушения медицинским учреждением сроков оказания услуги потребителю необходимо обратиться к исполнителю услуг (медицинскому учреждению) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, и предъявить одно из требований предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей». Потребитель должен получить подтверждение о вручении претензии исполнителю услуг (подпись на заявлении, либо уведомление о вручении претензии).   Претензии к качеству оказания медицинских услуг, а также нарушения сроков их оказания, подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензии.
   В  случае неудовлетворения требования потребителя можно обратиться в суд. Контроль за соблюдением требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при предоставлении платных медицинских услуг – одно из приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора. В 2010 году территориальным отделом Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском районах проверено 8 частных медицинских кабинетов, оказывающих платные медицинские услуги населению на территории Кореновского и Динского районов. Основные нарушения, выявленные в ходе проверок: не доведение до потребителя необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, об условиях предоставления этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов. За выявленные нарушения составлено 9 административных материалов, наложено штрафов на сумму 12,0 тыс. рублей.

Ведущий специалист-эксперт ТО Роспотребнадзора Л.А.Сизоненко