Куда пойти лечиться? Права потребителя при оказании платных медицинских услуг

    Законодательство о правах потребителей в сфере оказания медицинских услуг опирается на конституционные нормы. Право человека на охрану здоровья в Конституции РФ обеспечивается целой системой гарантий, в которой самой значимой является гарантия качественной, доступной и бесплатной медицинской помощи. Объем бесплатной медицинской помощи не всегда удовлетворяет необходимые потребности по поддержанию здоровья, поэтому медицинская помощь может быть получена уже за плату. Платная медицинская помощь, будучи дополнительной, по отношению к бесплатной, именуется платными медицинскими услугами.
    Основные документы, закрепляющие права потребителей в сфере медицинских услуг – Закон РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей», «Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» утвержденные Постановлением Правительства РФ №1006 от 04.10.2012г.
    Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.
    При предоставлении платных медицинских услуг населению медицинские организации обязаны предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:
– наименование организации,
– местонахождение, данные документа, подтверждающего факт государственной регистрации,
– сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности,
– перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты,
– сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации,
– режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг,
-адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
    Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги.
    Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки предоставления платных медицинских услуг, стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты, ответственность сторон.
     Потребителю в соответствии с законодательством РФ выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг.
    В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские организации несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
    Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством РФ.
     В случае обнаружения недостатков оказанной услуги, либо в случае нарушения медицинской организацией сроков оказания услуги потребителю необходимо обратиться к исполнителю услуг (медицинской организации) с письменной претензией. Потребитель должен получить подтверждение о вручении претензии исполнителю услуг (подпись на заявлении, либо уведомление о вручении претензии). Претензии к качеству оказания медицинских услуг, а также нарушения сроков их оказания, подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензии. В случае неудовлетворения требования потребителя можно обратиться в суд.
     Контроль за соблюдением требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при предоставлении платных медицинских услуг – одно из приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора. В 2012 году Территориальным отделом Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском районах проверено 7 частных медицинских кабинетов, оказывающих платные медицинские услуги населению на территории Кореновского района. Основные нарушения, выявленные в ходе проверок: не доведение до потребителя необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, об условиях предоставления этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов. За выявленные нарушения составлено 11 административных материалов, наложено штрафов на сумму 32,0 тыс. рублей.

Главный специалист-эксперт ТО Роспотребнадзора Л.А.Сизоненко