Концепция проведения экскурсии по куреню Кореновского района «Хата писаря»

    На всей территории Атамани разыгрываются сцены из давно минувших дней, казаки и казачки принимают гостей с кубанским гостеприимством, гуляют ярмарки, шумят народные гулянья….всего и не перечислить. Каждый может найти себе развлечение.
     С 14 мая в этнокультурном комплексе «Атамань» ежедневно проводятся экскурсии по подворьям, из которых гости этнокультурного комплекса могут ознакомиться с богатой историей развития казачества, его традициями и бытом, культурно- историческим этносом Краснодарского края.
     На подворье Кореновского куреня расположена «хата писаря». В комнате писаря сотрудниками библиотек района изучается и готовится материал: летописи тех времен, старинные рукописные тексты, карты, биографии выдающихся деятелей просвещения XVII — XVIII века. МУК «Кореновский историко — краеведческий музей» разработана научная концепция этнографической экспозиции «усадьба писаря». В комнате посетители могут узнать всю историю развития письменности от писания на берестяных грамотах до использования печатного станка, увидеть многообразие и видоизменение чернильниц, попробовать написать текст чернилами, сваренными по старинному рецепту а также поучаствовать в их приготовлении, порадовать свое любопытство, увидев воочию редкие старинные книги.
     В центральной комнате куреня находится экспозиция чернильниц и письменных принадлежностей прошлых веков, изразцов с написанным старинным алфавитом. На подвесных полках располагаются старинные книги, чернильницы, а в большом сундуке, стоящем у центральной стены комнаты, находятся старинные свитки с написанным на них рукописным текстом, содержащие информацию того времени. На левой стене находится копия картины Ильи Ефимовича Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану». Есть в нашей культуре то, что сохраняется и развивается с особым чувством трепета и любви ― это старинные казачьи традиции и обычаи, песни и танцы. Это стержень нашей истории, опора нашей души. В рамках празднования 200-летнего юбилея Кубанского казачьего хора, в комнате писаря на стене размещена выставка истории развития хора. Руководителем прославленного Кубанского казачьего хора является великий композитор, уроженец ст. Дядьковской Кореновского района Виктор Гаврилович Захарченко. Его имя золотыми буквами вписано в историю Кубани. Без него не была бы сохранена ни ее самобытная культура, ни музыкальное наследие. Исполнилась заветная мечта Виктора Гавриловича ― песни его родной станицы полюбили и запели, вся Россия и весь мир.


     Ежегодно специалисты Кубанского казачьего хора в станицах и хуторах Кореновского района проводят фольклорно-этнографические экспедиции по сбору самобытного песенного и словесного материала. В знак уважения и признательности таланта В.Г.Захарченко – почетного жителя Кореновского района, на площади Кореновска установлен памятный знак «Жемчужина нашей малой Родины». В станице Дядьковской открыт для посещений Дом-музей В.Г.Захарченко.
    В хате писаря куреня МО Кореновский район большое внимание уделяется документам , сохранившимся со времен казачества и воссозданным по старинным образцам.
     На столе, стоящем посредине хаты, располагаются казачьи журналы учета браков, переписи, и другие. Также в «Святом углу» расположены иконы и образы. В малой комнате расположены принадлежности для письма, а также чернила, сваренные по старинным рецептам, где каждый желающий может попробовать написать текст пером и чернилами. В третьей комнате, находящейся рядом с сенями, находится экспозиция диорамы типографии 16 века, где расположен баннер с изображением помещения печатного цеха, а также реквизит для печати (пресс, резак), древний фолиант.
     У плетня находится летняя кухня, рядом с которой располагается печь. В знойную погоду под навесом кухни можно спрятаться от жаркого солнца, а на печи, которая топится дровами, приготовить вкусный сытный обед с традиционными кубанскими блюдами.
      Каждый желающий может окунуться в историческое прошлое, побродив по хозпостройкам казачьего двора, попив студеной воды из старого деревянного колодца, покормив домашних животных, живущих на территории подворья, с ветерком раскачаться на качели, словно попав в далекое детство и побродить по усаженному традиционными кубанскими культурами огороду, постоять у ухоженного прудика, по краям которого высажены декоративные растения, услышать воркование голубей в голубятне, построенной на подворье Кореновского район, а также порадовать свое любопытство, заглянув в помещение для скота и для птицы. Можно заглянуть и в соседние хаты, где экскурсоводы с большим энтузиазмом расскажут историю создания каждого подворья, сфотографироваться с необычными для нашего времени предметами старины, узнать много нового.

Рецепты изготовления чернил.

    На картине Репина центральный персонаж бросается в глаза не сразу. А ведь именно он, писарь войска Запорожского, пишет письмо. Его чернильница похожа на колбу из химической лаборатории, под пером ― лист белоснежной бумаги. Известно, что прототипом военного писаря на картине художника был его современник, профессор Дмитрий Яворницкий, историк и краевед. А какими чернилами писал военный писарь, да и вообще казаки Запорожские? Черную краску для письма делали везде и во все времена. Для письма люди использовали самые разные вещества. Западная Европа с середины 18 века, например, писала сепией ― коричневыми природными красителями из чернильного мешка морского моллюска. В Китае и на мусульманском Востоке предпочитали тушь ― микросуспензию черной сажи в растительных маслах. В высших кругах использовали даже чернила из порошка драгоценных камней, да еще добавляли в них золото. Кстати, красные чернила считали в те времена священными, писать ими мог только китайский император. Тем не менее, не все эти чернильные жидкости не подходили для Запорожской Сечи. Казакам нужны были чернила, которые бы долго сохранялись, не портились в спартанских условиях их полевой жизни. И , вдобавок, они не должны быть дорогими. Когда в 1654 году Богдан Хмельницкий подписал соглашение с царем, почти 90 % казаков и 70 % казачек умели писать и читать. Для того, чтобы научить грамоте такое множество народа, требовались доступные чернила. Как наши предки их делали ? Из местного сырья, то есть из растений, которые были под рукой. В первую очередь , из красной и черной бузины: из нее получались красные, рыжие с золотистым отливом или же черные чернила.

 Способ приготовления был простой

   Наши предки брали спелые ягоды бузины, измельчали их, заливали водой (лучше дождевой) и кипятили на краешке тлевшего костра, где жар не такой сильный. Краска быстро переходила в раствор, тогда его сливали в чистую посуду, а к гуще снова доливали воды и продолжали ее вываривать. Так ― от 3 до 5 раз. Слитую жидкость отстаивали ночь, утром снова переливали в чистую посуду и на слабом огне, тщательно перемешивая, испаряли. Густую краску сливали в керамическую бутыль (сулею), прибавляли немного железного купороса ― чтобы чернила долго сохранялись и имели стойкий цвет.Перед употреблением чернила смешивали с водой ― писарь на глаз подбирал нужную вязкость . Растительными чернилами казаки еще и лечились. К примеру, чернилами из дубовых орешков (наросты на листьях дуба), смазывали воспаления на коже. Бузиновые чернила с добавкой столовой ложки меда пили при простудах и насморках. Чернилами из ольхи или из дубовых орешков ополаскивали волосы, чтобы они росли гуще. Вероятно, этот метод был действенным, так как среди запорожцев бритые встречались часто, а лысых вроде как не замечалось. Самый древний рецепт чернил принадлежит египтянам – смесь сажи и масла для письма на папирусе. Такой же состав использовался в Китае две с половиной тысячи лет назад.
     В III веке до н.э. в Греции и Риме применялись несколько типов чернил. Из пурпура и киновари делали красные "придворные чернила". А черные чернила делались из черной краски для живописи, сажи, из плодовых косточек, виноградной лозы, древесного костяного угля. Столетием позже чернила изготовлялись из отвара коры дубильных растений.В XVI веке изобрели известные до сих пор железные чернила. Для их изготовления использовали ольховые корни, ореховую или дубовую кору, "чернильные орешки" (патологические наросты на листьях различных растений) из этого варили "чернильное сусло" и опускали в него куски железа. Для упрочнения чернил добавляли камедь (вишневый клей), а для снижения вязкости – квасцы, имбирь, гвоздику. Секрет получения чернил был понят химиком К.Б.Шееле в 1876 году. Он установил, что при варке из ольховой коры в воду поступают дубильные кислоты, с которыми железо дает закисные железистые соли. Раствор слабо окрашен, но при высыхании железо окисляется и темнеет. Образуется окись железа, нерастворимая в воде и устойчивая к свету. С тех пор было изобретено множество рецептов чернил, включая "вечные" и невидимые
     Чтобы написанное выглядело красиво, требовались чернила разных цветов и оттенков. Зеленые чернила получали из листьев бузины или отваривали стебли хвоща полевого. Синие ― из стеблей плауна булавовидного из ягод крушины ломкой, рыжие ― из корешков спорыша, собранных в конце лета. Парадные пурпурные чернила ― из ягод крушины ломкой, рыжие ― из ее же коры.Собственно, где стоял полк , того цвета чернила и использовали.. Пожилые люди рассказывают, что во время немецкой оккупации по сельским школам снова детей учили писать бузиновыми чернилами на старых газетах.

 История пишущих принадлежностей

    История пишущих принадлежностей начинается с историей человечества. Первыми средствами для изображения символов были рука, палка и камень. Рукой и палкой можно было рисовать на песке, а камнем – на скале. Около 4000 лет до н.э. человек начал использовать смоченные глиняные дощечки. При этом инструментом для письма служила заточенная деревянная палочка, либо кость. Около 3000 лет до н.э. Для письма на папирусе египетские писцы начинают использовать тонкие кисти или ручки из тростника. Росписи на гробницах донесли до нас изображения этих инструментов. У тех же египтян существовала самая настоящая авторучка – ее не надо было макать то и дело в чернильницу. Она представляла собой свинцовую трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставлялась тростинка, заполненная темной жидкостью. Жидкость понемногу стекала к заостренному концу, и, когда трубочкой водили по папирусу, на нем оставался четкий черный след. Такую ручку археологи обнаружили в гробнице Тутанхамон в Египте. В арабских странах, заострённая палочка из тонкого тростника с расщеплённым надвое острым концом, которую погружали в чернила, называлось Калам. Около 1300 лет до н.э. римляне и греки стали использовать письмо по воску. Воск заливался в деревянные таблеты. В это время появился пишущий инструмент – стилус (stylus). представлявшее собой узкую палочку из кости, меди, серебра длиной в 4-5 указательных пальцев с заострённым одним концом и сплюснутым – другим. Острым концом – писали, а плоским – стирали ошибки или ненужный более текст.(Ввиду схожести римских и греческих таблет с современными карманными компьютерами (palm-top), инструмент для работы с дисплеем тоже был назван стилус.)В это же время, в Китае, использовали стилусы, изготовленные из бронзы. Письмо по воску практически без изменений просуществовало около 18 веков пока англосаксы не изобрели пергамент. С появлением пергамента, используемого для изготовления рукописных книг, люди продолжали употреблять восковые дощечки для каждодневных записей и макетирования книг. Для этих целей использовался все тот же металлический или костяной стилус с расплющенным концом.На Руси письмо на покрытых воском дощечках (церах) было распространено в Великом Новгороде. Их использовали для обучения письму и черновых записей. Письмо на них производилось аналогичным стилусу письменным инструментом под названием писало.Писало, так же, применялось новгородцами для письма на бересте. Береста в на Руси заменяла папирус и пергамент. Найденные археологами свитки из бересты получили название "Берестяные грамоты".Однако, Предшественницей всех типов ручки стала кисть. В Китае ее делали из шерсти верблюда или крысы и макали в чернила. Древнейший рецепт чернил содержал сажу сосновой смолы, ламповое масло и желатин из кожи осла. А в Европе придумали чернила, которые не выцветают веками. Их делали из солей железа и чернильных орешков – болезненных наростов, которые появляются на листьях деревьев из-за деятельности некоторых насекомых. Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил, в качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. Писарь промокал чернила мелкотолченым леском, посылая его на лист пергамента из песочницы – сосуда, похожего на современную перечницу.
   На протяжении XVIII―XIX вв. в комплект письменных принадлежностей входили чернила, перья, песочница, бумага, карандаши, в эпоху гусиных перьев ― перочинный нож, с появлением машинным способом заготовленных гусиных, а также стальных перьев ― ручка-«вставочка», аспидные доски и грифели; сюда же обычно включался нож для разрезания страниц книг и журналов, хотя он и не входил в число собственно письменных принадлежностей, но находился на письменном приборе.
   Чернила долго изготовлялись из т. н. дубовых орешков, округлых болезненных наростов на листве дуба, содержащих много железа; железистые чернила были почти черные, с сероватым оттенком. Химические чернила фиолетового цвета ― явление позднее, связанное с промышленным производством анилиновых красителей. Чернила наливались в разнообразные чернильницы: небольшие медные флаконы с крышками, массивные хрустальные, стоявшие на письменном приборе и также закрывавшиеся крышечками, чтобы чернила не высыхали и в них не падали мухи. К кон. XIX в. учащиеся стали пользоваться чернильницами-«непроливайками», небольшими цилиндрическими стеклянными или фарфоровыми стаканчиками, верхняя часть которых представляла опрокинутый конус с небольшим отверстием для ручки.
    Перья первоначально были гусиные, особым образом приготовленные и очинённые перочинным ножом. Очинка их требовала определенного навыка и даже искусства, и в канцеляриях начальникам иногда очинивали перья специально назначенные мелкие служащие. Крупные маховые перья, предпочтительнее из левого крыла, так как их изгиб удобнее для правой руки, недолго нагревали в горячем песке или золе и слегка оскабливали, отчего перья очищались от перепонок и жира. В таком виде они поступали в продажу связками по 25 штук. Конец пера срезали накосо с наружной стороны, с противоположной стороны вырезали до половины желобок и от него делали вниз короткий расщеп, а затем, нажимая на ноготь большого пальца, окончательно расщепляли конец пера и на ногте же обрезали его кончик. В 1809 г. была создана машина для выделки гусиных перьев, которые вставлялись в деревянную ручку, наподобие позднейших стальных. Стальные перья начали производить в Англии еще в кон. XVIII в., но в широкий обиход они вошли в 1830-х гг., а в России ― еще позднее; фабрика стальных перьев была в Риге. Изготовлялись перья разных типов, сообразно с привычками пишущих и роду письменной работы; так, для особого «военно-писарского рондо», где не допускались линии разной толщины, завитушки и росчерки, делались особые перья «рондо» с небольшим изгибом на конце. Стальные перья вставлялись в деревянные ручки с жестяными наконечниками.


     Прообразами пера были стержни-клинышки для письма по сырой глине, которыми пользовались в древней Ассирии и заостренные палочки-стилосы из Древней Греции и Рима. Но собственно чернильным прибором стало обычное гусиное перо, которое очищалось в раскаленном песке, обрезалось и затачивалось. Однако перо нужно было очень часто макать в чернильницу, что отнимало время и отвлекало. Через некоторое время было даже придумано нечто напоминающее современную чернильную ручку – металлическая трубка, заполненная чернилами, у которой с одной стороны была заглушка, а с другой гусиное перо. В конце XVIII века было изобретено первое перо из стали, однако оно не имело прорези и потому брызгало и писало без нажима. И только позднее, с изобретением стального пера с прорезью, качество письма значительно улучшилось, и популярность металлических перьев оказалась вне конкуренции. Все больше появлялись как обычные стальные перья, так и перья, изготовленные из серебра и золота.

 История чернильниц

    Чернильница ― небольшой сосудсосуд для хранения жидких чернилчернил , использующийся при письме перомпером . Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфорафарфора , металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли (не обязательно) иметь крышку и подставку. Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайкачернильница-непроливайка , которая, благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании (горлышко снабжено направленной внутрь ёмкости конусообразнойконусообразной воронкой), позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучекавторучек .

Развитие письменности и грамоты на Кубани, первые книги.

     Всей историей своего зарождения и развития она крепко-накрепко переплелась с понятием «Слово». Священное Писание говорит: «В начале было Слово…». И это воистину так. Сотворив Словом мир, Господь поставил Его над всем – над пространством и временем, дал Слову бессмертную силу…
Все истребляется временем, ежесекундно гибнет и само бессмертное время.
Но не гибнет Слово, лишь оно одно истинно и вечно.
Молчат гробницы, мумии и кости
Лишь слову жизнь дана…
Из тьмы веков на мировом погосте
Звучат лишь письмена… – точно и строго заметил Иван Бунин.

    И действительно: где ныне гордая Троя, где века, промелькнувшие с той поры? Все сгинуло и пало в прах. Но герои древних цивилизаций встают, словно живые со страниц «Илиады», «Одиссеи»… Куда канула родимая Древняя Русь, терема Путивля, светлая Рязань, обагренная кровью ее защитников?… Но дышит животворящий русский дух в «Слове о полку Игореве», в «Сказании о Евпатии Коловрате», в «Повести временных лет»…
    Все это хранят древнейшие источники, донесенные до нас и наших современников при помощи одного из самых удивительнейших достижений цивилизации – письменности… Никто не знает точно, где и когда возникла письменность. Мы можем только предполагать, как она развивалась с древнейших времен.
    Человек начал рисовать картинки, повествую­щие об охоте и войне, о жизни племен. Картинки использовались также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем обозначали два дня. Такие значки называются пиктограммами.
    С развитием цивилизации этот метод письма был ускорен путем упрощения картинок. Египтя­не прибегали к волнистой линии для обозначения воды. Китайцы рисовали ухо между двумя дверь­ми, что имело значение «слушать». Такие знаки назывались идеографами или идеограммами. С развитием цивилизации возникла потреб­ность в большом количестве знаков. Так возник метод написания слов в соответствии с их звуча­нием. Знаки, передающие звуки, называются фо­немами. Слова при этом могли делиться на слоги.
    Следующей стадией развития письменности стало создание алфавита. Древние египтяне и жи­тели Вавилона знали, как писать алфавитным способом. По их методу были созданы греческий и латинский алфавиты, которыми и сегодня широко пользу­ются в мире, за исключением азиатских стран.
    О появлении славянской алфавитной письменной эпохи известно намного больше… Появление письменности – ключевой момент истории старославянского языка… С этого времени исследователи имеют дело с достоверными фактами, запечатленными в текстах.
    Появление письменности у славян связано с принятием христианства: необходимы были понятные славянам богослужебные тексты. Греческие миссионеры Константин (в схиме – Кирилл) и Мефодий создали первый славянский алфавит и перевели с греческого фрагменты богослужения и Священного Писания…
    Кириллица ― азбука, к которой восходит и наш с вами алфавит, ― похожа на раннесредневековое греческое письмо и названа в честь свято­го Кирилла, но придумали Кирилл с Мефодием не её, а другую азбуку ― глаголицу. Именно глаголицей в IX веке были написаны самые древние славянские книги. Глаголицей давно уже никто не пользу­ется, хотя ещё в XVIII столетии разновидность глаголицы употребляли на Руси, но писать пред­почитали всё же более удобной кириллицей, которую создали ученики славянских первоучителей.
    Многие замечательные древние рукописи имеют свои собственные имена. Рукописи часто называли по месту находки или месту написания: Онежская Псалтирь была найдена в монастыре Онежского уезда Архан­гельской губернии, а Галицкое Евангелие написано в южнорусском городе
    Писали перьями. Один писец специ­ально отмечает, что пользовался он «пером павьим» ― павлиньим, но чаще применялись гусиные перья. Пер­вую букву каждого абзаца рисовали кис­точкой, обмакивая ее в красную краску (вспомним выражение «писать с красной строки»).
    Материалом для книг был пергамен (пергамент) ― телячья, как пра­вило, кожа, которую особым образом обрабатывали: вымачивали, рас­тягивали, высушивали, тёрли пемзой и мелом и так далее. Пергамен хо­рошего качества ― белый и гладкий, на нём не должно быть больших дыр, мел­кие же разрывы аккуратно зашивали тонкими льняными нитями. Глядя на темноватый пергамен низкого качества, порой можно было определить, ка­кой масти был телёнок. У листов такого пергамена края могли быть не­ровными, а поверхность ― шершавой. Прочные пергаменные книги слу­жили людям веками.
    На Руси пергамен называли харатья, а пергаменные рукописи ― ха­ратейными книгами. Пергамен был таким дорогим материалом, что иногда его использовали повторно. Ненужный по какой-то причине текст смы­вали или соскабливали, а затем на листе писали снова. Рукопись, напи­санная таким образом, называется палимпсест ― от греческих слов со значениями "снова" и "скоблю". Порой учёным удаётся прочитать ос­татки прежнего, смытого, текста.
    Из готового пергамена составляли тетради (от греческого "четы­ре") ― это четыре больших листа пергамена, сложенных пополам и сши­тых вместе по линии сгиба. Тетради линовали, процарапывая тонкие линии острым инструментом, а после того, как был написан текст, пере­плетали ― сшивали вместе и получившийся блок книги заключали меж­ду двух деревянных досок, служивших обложкой. Про человека, одо­левшего такую книгу целиком, говорили, что он прочитал её от доски до доски. С тех времен со­хранилось в русском языке и выражение: «что на­писано пером – не вырубишь топором»…
    Очевидно, что сразу после Крещения на Руси ещё не было не толь­ко переписчиков книг, но и мастеров ― изготовителей пергамена. Да и людей, которые могли бы читать по-славянски, насчитывалось, на­верное, не так уж много. Для того чтобы на Руси появились «свои» книги, нужно было сначала научить людей читать и писать.
    И древние русичи учились этому нелегкому ремеслу… Учились, переписывая богослужебные тексты, привезенные издалека…
    Древнейший вид письма – устав. Он от­личается тем, что все буквы написаны пря­мо, ровно, с правильными линиями и ок­руглениями. Высота буквы равна ее шири­не. Форма и начертание букв меняются очень мало.
    Текст выглядел красиво и даже не­сколько торжественно. Вот почему уставом переписывались, как правило, богослужеб­ные книги.
    Уставное письмо было очень медлен­ным. Каждую букву нужно было тщатель­но вырисовывать, следить за ее положени­ем в строке. Поэтому постепенно устав сме­нился более быстрым письмом – полууста­вом.
    Буквы постепенно потеряли свою пря­моту, начали отстоять друг от друга до­вольно далеко. Строка получилась более свободной, размашистой. Появилось боль­ше сокращений, буквы не такие крупные, нередко над словом ставится знак ударе­ния или придыхания для чтеца. Постепен­но у некоторых букв появляются даже ук­рашения: длинные ножки, завитушки, мачты.
   По мере распространения грамотности на смену полууставу приходит скоропись. Буквы стали еще меньше по размеру, за­витки стали еще больше и затейливее. Ле­тя по бумаге, перо переписчика лихо за­кручивало хвостики у буквы Р или зави­тушки у С. А некоторые буквы и целые слова оказывались даже над строкой. И все-таки, создание книги в древности было делом очень трудоёмким и долгим. Рукописная книга писалась в течение года или даже нескольких лет.
    Переписанная от руки копия книги всегда отличалась от оригинала, каждый писец делал какие-то ошибки, вносил свои исправления. Поэтому один и тот же текст существовал в большом количестве вариантов и среди памятников, написанных на церковнославянском, невозможно найти две одинаковые рукописи… Двух совершенно одинаковых книг не было и быть не могло. Каждая книга была настоящим шедевром. Тексты писались на дорогом и редком пергаменте, переплеты изготовляли из сафьяновой кожи, оклады украшали золотом и серебром, Можно представить, как мало было книг, как дорого они стоили,
В XV веке немец Иоганн Гутенберг при­думал металлические литеры (буквы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал от­тиск на бумаге. Книгопечатание быстро ох­ватило всю Европу. За первые после изо­бретения Гутенберга 50 лет типографии (мастерские, в которых печатали книги) открылись в 260 европейских городах. Все вместе они выпустили примерно 10 милли­онов книг, среди которых было много учебников.
     Зато нам известно, что, когда царь Иван Грозный решил завести в Москве «Печатную избу», он поручил это дело Ивану Федорову. 1 марта 1564 года новая типография выпустила религиозную книгу «Апостол». На ее создание ушел целый год. А вот вто­рая книга была отпечатана всего за два ме­сяца. Именно эту дату – 1 марта 1564 года и отмечают россияне как одну из величайших дат развития отечественной цивилизации.
    Письмена, письменность…. Слово, дарованное людям Господом, продолжает звучать, донося до нас историю прошлого….На глиняных табличках и пальмовых листьях, на папирусных свитках и пергаментных кодексах, на печатных страницах учёные, писатели, философы стремились, запечатлеть свои знания, опыт, мысли и сохранить их для потомков.
    Книги – это память человечества. Если завтра они исчезнут с лица земли, то людям придется начинать все с начала : от пещерного человека, от каменного топора. И зная это, люди собирают книги, хранят. Перед вами старинные и редкие книги из фонда Кореновской межпоселенческой центральной районной библиотеки и несколько книг из частной коллекции.
Перед тем как говорить о книгах обратимся к нашей истории.
1902-1905 годы богаты на значимые события русской истории:
– годы всеобщей стачки на юге России (1903г.)
– оборона крепости Порт-Артур (1904г.)
– Русско-японская война (1904-1905гг.)
– Кровавое воскресение (1905г.)
– восстание на броненосце «Потемкин».
    Но именно в это время в России издаются уникальные справочные издания.
     Особого внимания заслуживает энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82-х томах. Он рекордными тиражами выходил в конце 19-го-начале 20-го века. Фундаментальный труд, над созданием которого работали крупнейшие ученые России, и по сей день пользуется необычайным авторитетом и популярностью, став настоящей библиографической редкостью. Энциклопедия стала воплощением живой связи между минувшим и будущим, в неё включено всё, что составляет гордость истории Отечества.
     «Словарь» Брокгауза и Ефрона содержит более 40 тысяч библиографических статей. В нём можно найти биографии как известных деятелей науки и искусства, так и малознакомых современному читателю деятелей российской политики, православных старцев и многих других. В чём ценность этого «Словаря» ? А в том, что информация о многих личностях, упомянутых в этом издании, никогда больше после революции не встречалась ни в одном справочном издании. «Словарь» был напечатан в 2-х вариантах. Первый, более роскошный и дорогой состоял из 41 тома, второй, с более скромным оформлением – из 82-х полутомов, являлся более доступным широким слоям читателей.
     В 1905 году в Санкт-Петербурге выходит в свет ещё одна уникальная энциклопедия в серии «Вся природа» в 8-ми томах. В нашей библиотеке сохранились только 5 томов: «Жизнь природы», «Происхождение животного мира», «Мироздание» и «Жизнь растений» в 2-х томах. При оформлении книг использованы черно-белые и цветные рисунки и чертежи. Перед вами том энциклопедии «Жизнь природы : картина физических и химических явлений», автором которой является Вильгельм Мейер. Опираясь на труды современных ученых : физиков, химиков, биологов того времени он использовал самый новый в то время фактический и цифровой материал. В книге подробно описаны все физические явления природы : такие, как свойства света, звуковые колебания, атомное строение вещества и т.д. В главе «Свет» есть интересный материал как с помощью спектроскопа ученые изучали космическое пространство, в частности солнце; какие теории возникновения нашей планеты выдвигали в то время. Космологи стояли на пороге открытия нового таинственного вещества, которое находится лишь на самом верху солнечной атмосферы, которую называют солнечной короной. В книге можно найти фотографию горного хребта Апеннины на Луне, которая была снята на Ликской обсерватории. В энциклопедии вы найдете подробное описание таких изобретений, как паровая машина, газовый двигатель, аккумулятор, электрическая станция, часы с маятником, точные весы Бунче и т.д. В книге много рисунков, чертежей, 29 отдельных приложений (гравюры на дереве, автотипии и хромолитография)
В 1905 году выходит еще одно многотомное энциклопедическое издание, которое называется «Промышленность и техника». Издание в 11-томах, но к сожалению, в фонде нашей библиотеки сохранилось всего 5 томов.
Том 3. Электричество, его добывание и применение в промышленности и технике.
Том.5. Горное дело и металлургия
Том.7. Обработка волокнистых веществ (дерево, бумага, прядильное и ткацкое дело, кожа, волосы, каучук)
Том. 9. Пути сообщения
Том.11. Воздухоплавание. Его прошлое и настоящее.
    Наибольший интерес на мой взгляд представляет восьмой том «Обработка волокнистых веществ». В энциклопедии вы найдете интересный материал об истории бумаги, ее производстве ручным способом, о прядильном производстве, ткачестве, вышивании и производстве кружев.
    Памятники искусства и сохранившиеся остатки тканей свидетельствуют о том, что уже вавилоняне и египтяне знали два вида употребляющихся и поныне способов вышивания – гладью и крестиками. В 16 веке вышивали даже книжные переплеты. В Германии в гробах влиятельного семейства был найден вышитый переплет молитвенника 16-го столетия. Вышивание на крышках переплетов было очень распространено в Англии в царствование королевы Елизаветы, которая сама этим занималась. Самым старинным и ценным изданием, находящемся в фонде нашей библиотеки является четвертый том из полного собрания сочинений Н.В.Гоголя. Год издания – 1874. В него вошли произведения : «Арабески», «Выбранные места из переписки с друзьями», «Тарас Бульба» (в первоначальном виде), «Похождения Чичикова или Мертвые души» – том 2 (в первоначальном виде). А теперь перейдем к обзору старинных книг из частной коллекции Татьяны Григорьевны Ковалевой.
    Религия, или вера людей в божественную силу, возникла вместе с зарождением человечества. Христиане верят, что 2 тысячи лет назад родился Сын Божий, Спаситель мира, который невинно пострадав, взял на себя грехи человечества. События земной жизни Иисуса Христа – рождение от Девы Марии, проповедь Царствия Божьего, страдание и смерть, а затем воскресение из мертвых – изложены в Евангелиях. Перед вами «Святое Евангелие», которое предположительно издано в 1914 году. В молитве человек укрепляет свои силы. Молитва незримо защищает человека от всех его врагов – видимых и невидимых. Если человек внимательно проследит свою жизнь, то увидит, что когда обстоятельства казались безвыходными и никто не мог нам помочь, единственным нашим оружием была молитва. Перед вами «Молитвослов» из личной коллекции Татьяны Григорьевны Ковалевой. Год издания – 1914. И еще одно издание из ее коллекции – это «Месяцеслов», предположительно изданный в 1914 году. Месяцеслов, святцы – это список святых православной церкви, составленный в виде календаря. Он помещается в различных богослужебных книгах или издается отдельно.