С первого января этого года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных услуг», запрещающие чиновникам требовать у граждан и юрлиц документального подтверждения оплаты пошлины, штрафа или платной услуги. Это начался первый этап развития Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Но этому важному для каждого россиянина факту не придали должного значения (в отличие от финансовой ситуации на Кипре).
Человек и без бумажки – человек
Теперь, потеряв квитанцию, больше не нужно метаться в её поиске и, не найдя – бежать в банк и платить повторно. Мы вправе просто прийти, предъявить удостоверение личности и сказать, что услуга/пошлина/штраф оплачены. И нам должны поверить. А проверить должны через ГИС ГМП. Ведь сегодня обмен информацией между организациями, принимающими платежи, и администраторами доходов или поставщиками услуг осуществляется автоматически. Забывчивые и ленивые штрафуются.
Такую идиллическую картинку нарисовало для нас законодательство, что же мы видим в действительности?
Сложности на пути к упрощению
Чтобы на Руси жилось хорошо
Возвращаясь к вопросу об ощутимой пользе государственной инициативы, можно сделать такой вывод: при разумном подходе ГИС ГМП способна её принести и самому государству, и обществу. У первого сократятся количество невыясненных платежей в бюджет, издержки на регистрацию в СМЭВ и обслуживание локальных систем, появится единый реестр платных услуг, пошлин и штрафов.
А у граждан окажется больше свободного времени. Ведь при повсеместном внедрении сервиса им будет не нужно искать реквизиты платежей в Интернете или на информационных стендах государственных учреждений. Приятной экономией станет отсутствие затрат на услуги ведомств и банков по заполнению квитанций. Существенная разница почувствуется и в части оперативности получения услуг: прежние несколько дней на ожидание зачисления денег сократятся до одной минуты!