ГИС ГМП – миф или реальность?

     С первого января этого года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных услуг», запрещающие чиновникам требовать у граждан и юрлиц документального подтверждения оплаты пошлины, штрафа или платной услуги. Это начался первый этап развития Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).  Но этому важному для каждого россиянина факту не придали должного значения (в отличие от финансовой ситуации на Кипре).

Человек и без бумажки – человек

Теперь, потеряв квитанцию, больше не нужно метаться в её поиске и, не найдя – бежать в банк и платить повторно. Мы вправе просто прийти, предъявить удостоверение личности и сказать, что услуга/пошлина/штраф оплачены. И нам должны поверить. А проверить должны через ГИС ГМП. Ведь сегодня обмен информацией между организациями, принимающими платежи, и администраторами доходов или поставщиками услуг осуществляется автоматически. Забывчивые и ленивые штрафуются.

Такую идиллическую картинку нарисовало для нас законодательство, что же мы видим в действительности?

 

Сложности на пути к упрощению

Движение государства в сторону облегчения жизни граждан, бесспорно, похвально. Однако и эта лодка рискует разбиться о быт. Фактически ГИС ГМП представляет собой сервис, принимающий информацию о начислениях и платежах, и способный отвечать на запросы о них. Миссию оператора федерального сервиса взяло на себя Федеральное казначейство, возложив заботу о периферийных компонентах на субъекты.


Да и механизм учёта платежей на местах неоднозначен. Большинство администраторов доходов его ведут, в лучшем случае, в разрозненных бухгалтерских системах, excel-файлах или вовсе на бумаге. Зачастую за одним участником закреплено несколько видов федеральных и региональных и начислений, в результате чего одному госслужащему приходится «жонглировать» несколькими системами, что, разумеется, работы не облегчает.


Ещё сложнее ситуация в организациях, оказывающих платные услуги: школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования, поликлиниках и больницах (Это уже следующий этап развития ГИС ГМП). Помимо передачи в ГИС ГМП информации о безналичных транзакциях, им нужно сообщать и о наличных платежах.


Нововведение коснулось и платежных агентов: кредитных учреждений, почтовых организаций и операторов региональных порталов государственных услуг. Даже наладив взаимодействие с федеральным сервисом, у этих участников остается вопрос определения точного перечня видов платежей, которые необходимо отправлять в ГИС ГМП. Дабы избежать штрафных санкций, они готовы передавать данные по абсолютно всем платежам.


Кроме того, чтобы обмениваться информацией с ГИС ГМП, необходимо обеспечить регистрацию каждого участника в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а так же неисчислимые временны́е и трудовые затраты.
 

Чтобы на Руси жилось хорошо

Возвращаясь к вопросу об ощутимой пользе государственной инициативы, можно сделать такой вывод: при разумном подходе ГИС ГМП способна её принести и самому государству, и обществу. У первого сократятся количество невыясненных платежей в бюджет, издержки на регистрацию в СМЭВ и обслуживание локальных систем, появится единый реестр платных услуг, пошлин и штрафов.

А у граждан окажется больше свободного времени. Ведь при повсеместном внедрении сервиса им будет не нужно искать реквизиты платежей в Интернете или на информационных стендах государственных учреждений. Приятной экономией станет отсутствие затрат на услуги ведомств и банков по заполнению квитанций. Существенная разница почувствуется и в части оперативности получения услуг: прежние несколько дней на ожидание зачисления денег сократятся до одной минуты!