Генеральный план Платнировского сельского поселения

Положение о территориальном планировании

1. Цели и задачи территориального планирования

1.1.Положение генерального плана в системе документов территориального планирования

    Генеральный план Платнировского сельского поселения является документом территориального планирования муниципального образования, подлежащим разработке, согласованию и утверждению в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190 – ФЗ и Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», подписанными Президентом РФ 29 декабря 2004 г., с учетом дополнений, изложенных в ФЗ №232-ФЗ от 18.12.2006 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
   Статус и компетенция органов местного самоуправления в части решения вопросов территориального планирования административно-территориальных образований, а также вопросы определения назначения и видов использования земель, перевода земель из одной категории в другую, обеспечивающие условия для развития территорий, устанавливаются Земельным кодексом Российской Федерации (№ 136-ФЗ), законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ), законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (№ 111-ФЗ), а также иными законодательными актами.
Действующее градостроительное законодательство предусматривает конкретный состав положений, которые могут быть установлены документами территориального планирования каждого из уровней – федерального, регионального и муниципального.
   В составе градостроительной деятельности генеральный план сельского поселения является правовым актом территориального планирования муниципального уровня, на основании которого юридически обоснованно осуществляются последующие этапы градостроительной деятельности на территории поселения:
разработка и утверждение плана реализации генерального плана;
разработка и утверждение планов и программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
подготовка и принятие нормативного правового акта градостроительного зонирования – правил землепользования и застройки с установлением градостроительных регламентов;
подготовка градостроительных планов земельных участков, которые являются обязательными при проведении инвестиционных торгов и подготовки проектной документации для строительства;
подготовка и утверждение документации по планировке территорий первоочередного и последующего освоения.
В составе генерального плана устанавливаются и утверждаются:
территориальная организация и планировочная структура территории поселения;
функциональное зонирование территории поселения;
границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства муниципального значения;
содержатся или могут содержаться предложения, адресуемые субъекту РФ, Российской Федерации по:
изменению границ земель сельскохозяйственного назначения;
установлению статуса особо охраняемых природных территорий;
установлению, изменению границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального и федерального значения, а также предложения к плану совместной реализации генерального плана сельского поселения.
   Проект генерального плана подготовлен в соответствии с действующим законодательством. Состав и содержание проекта отвечают требованиям Градостроительного кодекса РФ, иных действующих законодательных актов и детализированы заданием на проектирование.

1.2.Особенности разработки генерального плана

   Требования к составу материалов генерального плана, разработанного в соответствии с новым Градостроительным кодексом Российской Федерации № 190-ФЗ от 29 декабря 2004 года, существенно отличаются от состава материалов генеральных планов, разработанных в соответствии с требованиями предшествующего Градостроительного кодекса РФ. Тем более велики отличия от состава материалов генеральных планов советского времени, которые разработаны по методикам и нормам, действующим в то время.
   В настоящее время развитие территорий определяется негосударственными народнохозяйственными планами и директивами, обеспеченными бюджетными и натуральными ресурсами, а в результате оценки и анализа, существенных для развития территории внешних и внутренних факторов, влияющих на социально-экономический и инвестиционный потенциал планируемой территории в условиях существующей экономики.
   Документы территориального планирования как правовые акты, к которым относятся генеральные планы, оперируют важнейшими и весьма ценными в условиях рынка ресурсами – территорией, земельными участками, местоположением объектов недвижимости, градостроительными регламентами разрешенного использования и режимами ограничения использования земельных участков, и др.
   Правовыми актами также утверждается функциональное зонирование территории, развитие, размещение и емкость транспортной и улично-дорожной инфраструктуры, коммунальной инфраструктуры, территориальное распределение плотности застройки, то есть базовые характеристики развития поселений и населенных пунктов.
   Проект генерального плана оценивает основные конкурентные преимущества и природно-хозяйственные возможности территории, которые обосновывают целевые направления развития планируемой территории. Поддержка таких преимуществ и возможностей средствами градостроительной деятельности и территориального планирования осуществляется в рамках ряда ограничений и соблюдения обязательных условий развития – социальных, природно-экологических, техногенных, инженерно-геологических и других. В силу этого содержание генерального плана стремится к оптимизируемому компромиссу между существующими потребностями развития территории и социально-политическими условиями, влияющими на характер решения актуальных и прогнозируемых в поселении проблем.
   Финансирование градостроительного развития в новых условиях осуществляется из средств местного и государственных бюджетов (муниципального, краевого, РФ), но в основной своей части – за счет внебюджетных инвестиций в развитие территории: строительство, реконструкцию и модернизацию объектов капитального строительства. Таким образом, при подготовке градостроительных решений наряду с общественными и государственными интересами важнейшими становятся направления и объекты градостроительного развития, которым отдают предпочтение платежеспособные инвесторы, что и определяет рыночный спрос на земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости, либо предложения их строительства.
   С целью сохранения баланса государственных, муниципальных и частных интересов, предложенные в составе генерального плана градостроительные решения подлежат до их принятия общественному обсуждению. Таким образом, генеральный план, определяющий стратегию и тактику развития территории, становится важным документом общественного согласия. При этом генеральный план не является документом прямого действия, обращенным непосредственно к потребителю, служит основанием и руководством к действию при разработке документов о застройке территории и правил землепользования и застройки.
   Разрабатываемые на основе генерального плана «Правила землепользования и застройки», являются документом прямого действия, обязательны к соблюдению, как застройщиком, так и органами публичной власти, и предназначены защищать права населения поселения и каждого его гражданина как от противоречащих его интересам градостроительных намерений коммерческих структур, так и от произвольных решений администрации.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка проекта генерального плана поселения должна осуществляться на основании комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов. Эти документы должны определять:
основные принципы развития территории региона во взаимной увязке решений по градостроительному планированию с соседними территориями;
коридоры транспортных и инженерных коммуникаций, объектов федерального и регионального значения;
зоны местонахождения и планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения. Кроме того, документы территориального планирования вышележащего уровня – Российской Федерации, Краснодарского края определяют согласованные решения некоторых общих для соседствующих муниципальных образований вопросов.
В соответствии с п.2 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генерального плана поселения может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, с последующим внесение в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения.

1.3.Цели и задачи территориального планирования
в генеральном плане Платнировского сельского поселения

   Генеральный план поселения – документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития поселения.
   Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
   Основными целями территориального планирования при разработке генерального плана Платнировского сельского поселения являются:
– создание действенного инструмента управления развитием территории в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации;
– обеспечение средствами территориального планирования целостности сельского поселения как муниципального образования;
– выработка рациональных решений по планировочной организации, функциональному зонированию территории и созданию условий для проведения градостроительного зонирования, соответствующего максимальному раскрытию рекреационного и социально-экономического потенциала поселения с учетом развития инженерной и транспортной инфраструктуры;
Проектные решения генерального плана являются основой для комплексного решения вопросов организации планировочной структуры; территориального, инфраструктурного и социально-экономического развития поселения; разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих правовой режим использования территориальных зон; определения зон инвестиционного развития.
Реализация указанных целей осуществляется посредством решения следующих задач территориального планирования:
– выявление проблем градостроительного развития территории населенных пунктов, обеспечивающих решение этих проблем на основе анализа параметров муниципальной среды, существующих ресурсов жизнеобеспечения, а также отдельных принятых градостроительных решений;
– разработка разделов генерального плана (не разрабатываемых ранее): схема планировочной организации территории, схема генерального плана в границах муниципального образования;
– определение направления перспективного территориального развития и предложения по проектной границе населенного пункта;
– функциональное зонирование территории (отображение планируемых границ функциональных зон);
– разработка оптимальной функционально-планировочной структуры населенных пунктов, создающей предпосылки для гармоничного и устойчивого развития территорий для последующей разработки градостроительного зонирования, подготовки правил землепользования и застройки;
– определение системы параметров развития Платнировского поселения, обеспечивающей взаимосогласованную и сбалансированную динамику градостроительных, инфраструктурных, природных, социальных и рекреационных компонентов развития;
– подготовка перечня первоочередных мероприятий и действий по обеспечению инвестиционной привлекательности сельского поселения при условии сохранения окружающей природной среды;
– планируемое размещение объектов капитального строительства, существующие и планируемые границы земель промышленности, энергетики, транспорта и связи.
Для решения этих задач проведен подробный анализ использования территории Платнировского сельского поселения, выявлены ограничения по использованию территории, в том числе с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства местного значения.
   В результате анализа использования территорий станицы Платнировской и хуторов Казачий и Левченко проектом предложена градостроительная модель комплексного решения экономических, социальных, экологических проблем, направленных на обеспечение устойчивого развития населенных пунктов, а именно:
– комплексное территориальное развитие населенных пунктов на I очередь (до 2018 года), расчетный срок (до 2028 года) и на перспективу (до 2043 года);
– функциональное зонирование территории;
– организация структуры транспортных магистралей и увязка ее с внешней транспортной структурой;
– освоение новых территорий, прилегающих к существующей застройке, на основе развития инфраструктуры, транспорта, инженерных коммуникаций и сооружений, структуры обслуживания;
– реконструкция центральной части населенных пунктов и существующего общественного центра;
– организация новых центров обслуживания в проектируемых жилых районах;
– создание в Платнировском сельском поселении особой экономической зоны «Кирпили»;
– внедрение наукоемких экологически чистых технологий с целью реконструкции и модернизации вредных производств; развитие и освоение рекреационной природной зоны;
– определение проектных границ населенных пунктов.
   За основу проектных границ Платнировского сельского поселения с учетом перспективного развития принята существующая граница, утвержденная Законодательным собранием Краснодарского края 11 июля 2007 г. О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об установлении границ муниципального образования Кореновский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований – городского и сельских поселений – и установлении их границ».
   За основу проектных границ хуторов Казачий и Левченко с учетом перспективного роста принята существующая граница, утвержденная постановлением главы муниципального образования Кореновский район «О согласовании проекта границ населенных пунктов Платнировского сельского поселения» от 18.05.07г. №702.
Проектная граница населенного пункта станицы Платнировской подлежит корректировке в части увеличения площади территории в северном, восточном, западном и южном направлениях, предназначенных для развития жилой и производственной зон станицы на 1 очередь до 2018 года, расчетный срок до 2028 года и перспективу до 2043 года.
   Земли, подлежащие включению в границу населенного пункта, используются настоящими землепользователями по прямому назначению до момента их освоения под застройку с соблюдением условий и ограничений, определенных генеральным планом.
   В составе проекта выполнен комплексный анализ существующего использования территории поселения с отображением границ земель различных категорий, границ ограничений, диктующих определенные регламенты по использованию земельных участков, границ территорий объектов историко-культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства.
   Генеральным планом определяются планируемые границы функциональных зон сельского поселения с отображением параметров их планируемого развития, устанавливается порядок и очередность реализации предложений по территориальному планированию.
2. Перечень мероприятий по территориальному планированию

2.1.Планировочная организация территории

     Сложившаяся планировочная структура Платнировского сельского поселения представляет собой три населенных пункта: станица Платнировская, хутора Казачий и Левченко расположенные соответственно в центральной, западной и восточной части поселения по берегам реки Кирпили и ее балок.
   Основная часть территории в границах муниципального образования представлена землями сельскохозяйственного назначения крестьянско-фермерских и крестьянских хозяйств, ООО «АПК Платнировский», ООО СП «Победа», ОАО «им. Кирова», ЗАО ППФ «Родина», ООО «Фирма Кубань», ЗАО «Агрофирма Русь», ОАО «Кореновсксахар», ПУ-53, администрации муниципального образования и жилой и производственной застройкой станицы Платнировской и хуторов Левченко, Казачий. В границах поселения на землях сельскохозяйственного назначения расположены фермы, полевые станы бригады, на территории которых функционируют мастерские, крытые токи, зернохранилища, конторские здания, склады удобрений, стоянки сельскохозяйственной техники, сохраняемые проектом по прямому функциональному назначению.
   Разработанная данным проектом планировочная структура основана на принципах развития Платнировского сельского поселения:
выработка рациональных решений по планировочной организации, функциональному зонированию территории и созданию условий для проведения градостроительного зонирования, соответствующего максимальному раскрытию рекреационного и социально-экономического потенциала поселения с учетом развития инженерной и транспортной инфраструктуры;
определение необходимых исходных условий развития, прежде всего за счет увеличения площади земель, занимаемых главными конкурентоспособными видами использования;
разработка оптимальной функционально-планировочной структуры станицы и хуторов, создающей предпосылки для гармоничного и устойчивого развития территорий;
создание вдоль магистрали «Дон» особой экономической зоны
промышленно – производственного типа.
создание в северо-восточной части станицы жилого района, предназначенного для трудовых мигрантов, обеспечивающих градообразующую базу для обслуживания особой экономической зоны.

 

2.1.1.Проектируемая территориально-планировочная организация населенных пунктов

   В основу планировочного решения генерального плана станицы Платнировской и хуторов Казачий и Левченко положена идея создания современных благоустроенных населенных пунктов на основе анализа существующего положения с сохранением и усовершенствованием планировочной структуры населенных пунктов, с учетом сложившихся транспортных связей, природно-ландшафтного окружения, направлению русла реки Кирпили и ее балок, категорированных автомагистралей и железной дороги.
   Генеральный план предусматривает дальнейшее развитие существующей территориально-планировочной структуры в увязке со вновь осваиваемыми территориями, комплексное решение экологических и градостроительных задач, развитие системы внешнего транспорта.
    Основными градостроительными мероприятиями при проектировании являются:
– совершенствование функционального зонирования;
– завершение формирования существующего общественного центра, создание общественных центров и подцентров обслуживания на проектируемых территориях;
– новое жилищное строительство;
– проектирование многофункциональной системы зеленых насаждений;
– совершенствование транспортной инфраструктуры, создание системы транспортных развязок и примыканий к категорированным дорогам внешней зоны;
– создание развитой многофункциональной компактно расположенной производственной зоны в станице Платнировской;
– проектирование комплекса объектов придорожного сервиса вдоль автомагистрали «Дон».
Совершенствование функционального зонирования предполагает упорядочение размещения объектов различного функционального назначения:
– вынос из санитарно-защитных зон жилого фонда по программе Краснодарского края «Жилище», предусматриваемый на расчетный срок;
прогнозируемый вынос из жилой и водоохраной зон производственных предприятий, санитарная классификация которых требует соблюдения определенных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеров санитарно-защитных зон (СЗЗ). Это относится к действующим в настоящее время в станице Платнировской машинотракторным мастерским и складу ГСМ.
   Завершение формирования общественных центров населенных пунктов заключается в развитии существующих объектов обслуживания, их реконструкции и модернизации, и реконструкции и благоустройстве парка и зоны отдыха на берегу реки Кирпили и ее балок.
Проектом предусмотрено максимальное сохранение существующего капитального жилищного фонда, его реконструкция и благоустройство согласно действующим нормам и современным требованиям при полном оснащении инженерным оборудованием.
   Станица Платнировская представляет собой компактную территориальную структуру жилого образования, расположенного по берегам реки Кирпили, которая протекает с востока на запад и делит его на две части. Для связи левобережной и правобережной частей станицы в настоящее время действуют 4 дамбы
С севера на юг через станицу проходит железная дорога Краснодар – Тихорецкая. Связь между станицей Платнировской и хутором Казачий осуществляется через железнодорожный переезд по ул. Красноармейской. Для удобного транспортного сообщения предложен еще один переезд по ул. Энгельса. В южной части территорию станицы ограничивает приток реки Кирпили, с западной стороны проходит автотрасса «Дон». В настоящее время в южной и северной частях станицы осваиваются новые жилые районы. Все эти внешние факторы определяют границы градостроительных интересов станицы Платнировской, как центра поселения.
   Проектом определено перспективное развитие станицы:
– на расчетный срок – в северном направлении;
– за расчетный срок – в северном, северо-восточном и юго-западном направлениях.
Территория проектируемого района представляет компактное жилое образование с прямоугольной сеткой улиц, размещаемое в границах населенного пункта с включением земель крестьянских хозяйств. Планировочная структура проектируемого района продиктована характером рельефа местности, направлением излучины притока реки Кирпили и существующей структурой жилых кварталов.
Река Кирпили разделяет территорию станицы на два жилых района: Северный и Южный.
Общественный центр станицы расположен в Южном районе вдоль улицы Красной. Для создания единого градостроительного комплекса с включением общественного центра и придания архитектурной выразительности главной улице станицы проектом предлагается реконструкция территорий, прилегающих к общественному центру, и улиц, связывающих подцентры, под общественно-деловую зону для приоритетного размещения объектов общественного назначения и системы обслуживания с привлечением частного бизнеса. Проектируется подцентр в Северном районе. На пересечении улиц Пролетарской и Подземной размещаются досуговый и торговый центры. В составе досугового центра: кинозал, дискозал, спортивный зал, плавательный бассейн, зал аттракционов и игровых автоматов, библиотека, бар. Проектом намечено строительство торгового центра на замыкании ул. Красной и ул. Карла Маркса, торгового ряда в проектируемом жилом районе. Ряд магазинов и кафе, расположенных по ул. Третьякова, объединяются проектируемыми зданиями торгового назначения в единый комплекс.
Для удобства повседневного обслуживания населения рекомендуется размещение магазинов товаров повседневного спроса, кафе, пунктов бытового обслуживания в существующей застройке силами частных предпринимателей по всей территории станицы.
Проектом реконструируется и благоустраивается территория существующего парка. Расширяется территория спецшколы-интерната.
Жилая зона, которая представлена в основном индивидуальной застройкой, максимально сохраняется. В квартале малоэтажной секционной застройки выделяется зона для размещения индивидуальных гаражей.
За расчетным сроком проектом предусматривается создание в северо-восточной части станицы жилого района – в основном предназначенного для трудовых мигрантов, обеспечивающих градообразующую базу для обслуживания проектируемой особой экономической зоны промышленно- производственного типа.
Планировочная организация в проектных границах предусматривает деление территории на районы первоочередной, расчетного срока строительства и резервной (за расчетным сроком) застройки:
объекты первоочередного строительства размещены в кварталах новой застройки, примыкающих к северной и южной окраине станицы;
на расчетный срок – севернее и западнее первоочередной застройки;
резервные территории жилой зоны расположены к северу, северо-востоку и юго-западу от станицы.
   Для обеспечения нормативного радиуса обслуживания проектом предусматривается создание двух общественных центров жилой зоны и центров обслуживания производственной зоны, образованных объектами, обеспечивающими полный комплекс услуг для современного населенного пункта, соответствующим нормативно необходимым согласно приложению 7 СНиП 2.07.01 – 89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
   По главным и основным улицам предусматривается пешеходная связь между общественными центрами и подцентрами, а также с зеленой зоной отдыха на берегах реки Кирпили и ее балок.
   В проектируемой парковой и лесопарковой зоне предусмотрено устройство пляжей, лодочных станций, площадок для отдыха и спорта, аттракционов, кафе, игровых автоматов и т.д.
   Вдоль русла реки создается прибрежная защитная полоса шириной 30-50м. Предусматривается строительство благоустроенной набережной с расчисткой и углублением русла реки, укреплением берегов.
Неотъемлемой частью общей архитектурно-планировочной структуры населенного пункта является озеленение.  Создание многофункциональной системы зеленых насаждений – одно из важнейших мероприятий генерального плана. Система зеленых насаждений формируется для оздоровления окружающей жизненной среды, наилучшей организации массового отдыха населения, обогащения внешнего облика населенного пункта.
Важную роль в процессе становления облика станицы и хуторов играет благоустройство и озеленение линии набережной вдоль реки.
   Ландшафтная архитектура участвует в формировании своеобразного облика каждого общественного центра, усиливая его композиционное качество.
   Одной из функций общественных центров является проведение массовых мероприятий: митингов, праздничных гуляний, фестивалей и пр., для чего проектом предусмотрена организация площадей при центрах обслуживания. Средствами озеленения и благоустройства создается благоприятная функциональная и эстетическая среда крупного пространства. Кроме того, предполагается использование элементов дизайна – информационные устройства, декоративная подсветка, световая реклама и др. Элементы благоустройства – малые формы архитектуры, декоративные покрытия, растительные группы и цветочные оформления создают в целом на территории общественно-деловых центров благоприятную среду общественной и культурной деятельности.
    Проектом предлагается реконструкция рынка и озеленение его территории по периметру.
   На пересечении улиц Третьякова и Красной планируется строительство автопавильона с кассами, стоянкой пригородного автотранспорта.
   Генеральным планом определено размещение производственной зоны станицы Платнировской на расчетный срок, и на долгосрочную перспективу вдоль трассы «Дон» и в южной части станицы на базе существующих предприятий.
   Проектируемая планировочная структура хуторов Казачий и Левченко подчинена сложившейся структуре жилых кварталов и является ее естественным продолжением южном направлении.
   Общественный центр хутора Левченко формируется в геометрическом центре населенного пункта вдоль улицы Центральной.
   Проектом предлагается реконструировать существующие здания магазина, фельдшерско-акушерского пункта, благоустроить и озеленить прилегающие территории. Для улучшения планировочной и функциональной структуры общественного центра на перспективу проектом предлагается снос разрушенных зданий не действующего летнего лагеря и строительство общественного центра, детского сада с начальной школой, бани, организация озелененной зоны отдыха и специализированных спортивных площадок.
   Торгово-бытовой центр хутора Казачий проектируется вдоль улицы Кочубея, напротив предусмотрена территория под строительство детского сада с начальной школой. Рядом с межшкольным учебным комбинатом с западной стороны проектируется рынок, с восточной стороны парковая зона хутора. Проектом предусматривается реконструкция дома культуры фельдшерско-акушерского пункта и благоустройство прилегающих территорий.
   Проектируемая жилая застройка хуторов представлена исключительно индивидуальным жилым фондом с приусадебными участками с предельными размерами, устанавливаемыми администрацией сельского поселения.
   Совершенствование транспортной инфраструктуры заключается в обеспечении удобных и эффективных транспортных связей путем дифференциации улиц и проездов по категориям в соответствии со СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; реконструкции существующих транспортных узлов: пересечений и примыканий автодорог путем выбора современных и эффективных вариантов транспортных развязок.
   Перечень мероприятий по совершенствованию системы внешнего и внутреннего транспорта подробно изложен в главе 2.8 томе 1.2 пояснительной записки.
   Проектом сохраняются памятники истории, архитектуры и археологии, расположенные на территории станицы и хуторов, с обозначением границ временных охранных зон.