Защита прав потребителей в вопросах и ответах

1.  Правомерен ли отказ торговой организации в принятии мелких разменных монет?
         В соответствии с ч.2 ст.492 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ), договор розничной купли-продажи является публичным договором. Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
      Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
       При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, в соответствии с которыми если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
     Помимо вышеуказанного Центральный банк РФ в своем Указании от 26.12.2006 года №1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» отмечает, что платежеспособной является монета Банка России, имеющая силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (в том числе изымаемые из обращения), не содержащая признаков подделки, без повреждений или мелких механических повреждений.
          Таким образом, отказ торговой организации в заключении с потребителем договора купли-продажи по причине предъявления им к оплате мелких разменных монет (в случае отсутствия на них повреждений) неправомерен и может быть оспорен в случае не разрешения его в добровольном порядке, исключительно в судебном порядке.   

2. Вправе ли продавец закрыть магазин в любое время?
        В соответствии с требованиями п. 3 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 режим работы продавца – государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
        Режим работы продавца – организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.
        В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.
         Таким образом, продавец обязан соблюдать установленный режим работы, указанный на вывеске организации и своевременно предоставлять потребителям информацию о причинах закрытия магазина, дате и сроках приостановления деятельности.
        За указанное нарушение предусмотрена административная ответственность  по ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Если в приобретенном технически сложном товаре, в процессе эксплуатации, проявился недостаток, какие права в данном случае имеет потребитель?
   Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 10.11.2011г. № 924, в него входят:
1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования;
3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу;
5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями;
7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины;
8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления;
9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления;
10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления;
11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления;
12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой;
13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями;
14. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические).
       Согласно статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: -обнаружение существенного недостатка товара;
-нарушение установленного Законом РФ «О защите прав потребителей» срока устранения недостатков товара;
-невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
         В случае неурегулирования спорной ситуации, связанной с качеством товара, ее разрешение относится исключительно к компетенции судебных органов.